Прошедшая в понедельник в гостинице «Октябрьская» рабочая встреча, которая была посвящена организации прохождения границы Российской Федерации с Эстонией и Финляндией туристскими автобусами в период высокого сезона, показала: диалог между турсообществом и пограничными властями не только возможен – он уже начался. Задача Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии, выступившего совместно с Погрануправлением ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области организатором события, - выдвинуть после обсуждения с «капитанами» турбизнеса конкретные предложения, которые способствовали бы быстрому и комфортному пересечению границы туристами.
Открывая встречу, вице-президент РСТ, директор Северо-Западного регионального отделения Союза Сергей Корнеев отметил, что низкий сезон – наилучшее время для начала обсуждений и консультаций по непростому для профессионалов туриндустрии вопросу пересечения границы. Чем раньше мы выдвинем конкретные предложения, заявил глава отделения отраслевого союза, тем скорее сможем добиться конкретных изменений.
Итоги работы пропускных пунктов на территории Ленобласти в период новогодних каникул обобщила исполнительный директор СЗРО РСТ Татьяна Гаврилова. По её словам, с которыми согласились все присутствующие, прекрасно показало себя Ивангородское направление. Во многом это результат совместной работы Погрануправления , СЗРО РСТ и туристических фирм: компании, работающие на эстонском направлении, заранее предоставили в Исполнительную дирекцию графики движения своих автобусов, которые затем были пересланы в ведомство.
А вот турфирмы, ориентированные на Финляндию, понадеялись на три МАПП и свой опыт работы – и прогадали», - сказала Татьяна Гаврилова. Напомним, что на новогодних и рождественских праздниках турпоток между Россией и Финляндией снова побил рекорды: только 3 января границу пересекли почти 53 тыс. человек. А в один из таких дней на пункте пропуска «Брусничное» встало в очередь порядка 40 автобусов. Впервые пограничные службы оказались более готовыми к сотрудничеству, чем турфирмы, резюмировала исполнительный директор СЗРО РСТ.
Надлежащее исполнение контрольных функций не противоречит быстрому прохождению пограничного контроля, заверил первый заместитель начальника Пограничного управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-майор Игорь Константинов. Он отметил, что прогрессивные практики, новые технологии и высокий профессионализм сотрудников позволяют осуществить паспортный контроль не более чем за три минуты. Зафиксированный рекорд в этом смысле – 30 секунд. При этом генерал-майор отметил, что ускорение всего процесса прохождения границы зависит от слаженной работы всех ведомств: Погрануправления, таможенных органов и Северо-Западного территориального управления Росграницы, а также активного содействия со стороны турфирм.
Более 100 туркомпаний работают на Выборгском направлении и порядка 30 – на Ивангородском, рассказал участникам встречи заместитель начальника отдела Погрануправления ФСБ по Петербургу и Ленобласти Дмитрий Давиденко. В среднем на пропуск через границу одного автобуса уходит 15-20 минут, однако ситуация осложняется тем, что многие тургруппы стремятся пересечь границу одновременно – успеть ко времени открытия магазинов или отправления паромов.
В связи с этим представители Погрануправления крайне позитивно отнеслись к инициативе СЗРО РСТ о составлении общих графиков пересечения границ туристическими автобусами и выразили готовность учитывать поступающие данные при планировании режимов работы пунктов пропуска. Это одно из самых продуктивных решений, согласились участники встречи. Однако есть и ряд менее существенных, но также значимых факторов, которые могут ускорить процесс прохождения пограничного контроля. Это, в первую очередь, правильно оформленные выездные документы - в группе не должно быть просроченных паспортов или неправильно заполненных доверенностей на несовершеннолетних. Важна и добросовестность самих путешественников, которые не должны использовать любой удобный случай (вроде сопровождения детей или пенсионеров), чтобы «проскочить».Тем не менее, количество даже заявленных автобусов не может превышать раузмных пределов, отметил Дмитрий Давиденко. «Боливар не вынесет двоих», процитировал он.
Успешность опыта сотрудничества пограничных властей и турфирм подтвердил в своем выступлении директор представительства Центра развития туризма Эстонии Тоомас Кястик. «Крупные туроператоры предоставляют списки автобусов, пересекающих границу, и отправляют их в пограничное ведомство. Это делается не только на Новый год и Рождество, но и в другие пиковые даты, уже понятные из опыта», - рассказал он. По словам Томаса Кястика, прямо сейчас не представляется возможным внедрить в Нарве систему электронного бронирования места в очереди для туристических автобусов, однако консультации по этому вопросу уже ведутся.
Последующая свободная дискуссия представителей турфирм показала: у сообщества есть что сказать. Прозвучали предложения и о формировании специализированной электронной площадки (которой может стать и сайт СЗРО РСТ www.rstnw.ru), куда каждая компания могла бы заходить под своим логином и паролем и размещать для пограничных структур информацию о графиках движения туравтобусов. И о рациональном использовании полос пропуска для грузового транспорта, которые можно в определенные моменты времени открывать для туристов. И об отсутствии необходимой инфрастурктуры – как в самих пунктах пропуска, так и в их окрестностях. И даже о создании памятки сопровождающего тургруппы и проведения соответствующего инфотура на МАПП для молодых сотрудниках турфирм.
В течение недели Исполнительная дирекция СЗРО РСТ проанализирует все выдвинутые предложения, распределит их по ключевым направлениям и опубликует на официальном сайте www.rstnw.ru. После этого в течение трех недель все заинтересованные стороны смогут направить в адрес СЗРО РСТ свои вопросы и предложения по улучшению организации пересечения границы. В свою очередь, региональное отделение Союза вынесет их на рассмотрение ответственных ведомств и продолжит конкретную работу по ускорению и улучшению перемещения туристических автобусов через границу и, следовательно, увеличению комфорта путешествий для туристов.
Турбизнес и органы власти, ответственные за прохождение автотранспортом границы, - не антагонисты, не Тидбол и «Акула» Додсон из того самого рассказа О. Генри про Боливара, готовые пристрелить друг друга ради достижения своих целей и спастись на утомленном скакуне. Если профессиональное сообщество проявит необходимые активность и настойчивость, наши предложения будут услышаны – возможно, не сразу, но наверняка. Пусть пограничный «Боливар» вынесет всех, кто приложит к этому усилия.