Читаем между строк резолюцию форума и конгресса с участием основных фигур турбизнеса.
Организаторы Международного туристического форума и конгресса туроператоров, проходивших с 15 по 19 сентября в Казахстане, подготовили резолюцию и разослали ее участникам и в СМИ. Документ получился объемным, редакция TourDom.ru обратила внимание на основные тезисы, которые дают понимание направлений лоббирования своих интересов федеральными туроператорами.
ФИГи навсегда
— Существующие механизмы фингарантий (ФИГи) названы действенными и эффективными. Это значит, что крупные участники рынка больше не поддерживают идеи, с которыми ранее на правительство выходил Ростуризм – сделать защиту туристов более очевидной и прозрачной. Например, за счет поступления средств от клиентов на эскроу-счета и доступ к ним туроператоров только после выполнения обязательств.
— Действие постановления (№ 353 от 12 марта 2022 г.), устанавливающего минимальный размер финансового обеспечения для туроператоров в 10 млн руб., организаторы форума предлагают продлить почти на год – до 31 декабря 2024-го.
Шансов на то, что это пожелание будет учтено, немного – известно, что в Минэке готовят компромиссное решение: минимальную планку фингарантий сохранят только до 30 апреля следующего года. Проект документа опубликован и находится на стадии согласования.
— Также к мерам поддержки относится освобождение туроператоров от обязанности делать взносы в фонд персональной ответственности (ФПО) и в резервный фонд ассоциации «Турпомощь» до 31 декабря 2024 года. Но и тут в правительстве, похоже, не готовы идти навстречу – ожидается, что до 15 апреля фонды все-таки придется пополнить.
— Еще одно предложение связано с узакониванием ограничения размера ФПО туроператора, соответствующего 7% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. В резолюции форума нижняя планка указана в размере 700 тыс. руб., а верхняя – 350 млн руб. Если инициативу примут, это поможет крупным и средним участникам объединения оптимизировать свои расходы на сохранение туроператорского статуса, так как в противном случае им придется замораживать слишком большие суммы, ведь, несмотря на непростую ситуацию, у многих компаний обороты в 2022 году увеличились.
— Следующий пункт предложений – упрощение доступа на рынок новым туроператорам, им достаточно будет внести в ФПО 3,5 млн руб. (7% от 50 млн руб., по умолчанию предусмотренных законом в качестве фингарантий. – Ред.). Сейчас страховщики в основном отказываются страховать гражданскую ответственность организаторов туров в сфере выездного туризма, считая это слишком рискованным. У компаний остается только одна альтернатива в виде взноса в ФПО «Турпомощи». Но механизм признания имеющихся там накоплений достаточным для ведения туроператорской деятельности был не до конца понятен и нуждался в формализации. Если сумма взноса для новых компаний будет фиксированной, процедура включения в реестр новых юрлиц упростится. Спрашивается, почему крупный бизнес лоббирует такую инициативу? Наверняка не в интересах расширения числа участников рынка, скорее для удобства переформатирования собственных структур.
«Электронная путевка» невозможна или крайне затруднительна
— Внедрение «Электронной путевки» (ГИС ЭП) названо в резолюции «одним из острейших вопросов сегодняшнего дня». Участники форума вынесли проекту вердикт: «реализовать механизм с передачей в ГИС ЭП корректной информации в настоящий момент невозможно или крайне затруднительно».
Составители документа перечислили ряд условий, которые смогут адаптировать «Электронную путевку» к реалиям деятельности компаний и помочь ей хотя бы в какой-то части соответствовать поставленным задачам.
Среди предложений: поэтапное внедрение ГИС ЭП; включение в группу тестирования нишевых туроператоров, которые занимаются ручным вводом данных; исключение избыточных полей из анкеты, «вынуждающих в итоге туроператоров предоставлять недостоверную информацию». Также названо необходимым сокращение перечня запрашиваемых персональных данных, так как «их избыточность, приведет к отказам туристов пользоваться системой». А это, в свою очередь, расширит возможности недобросовестных участников рынка и приведет к росту его «серой» составляющей.
«Турпомощь» видится авторам резолюции удобной площадкой, чтобы сформировать рекомендации турагентам от туроператоров при работе с «Электронной путевкой».
— Отдельного внимания в документе заслужил знаменитый 132-ФЗ (первая редакция – от 1996 года), регулирующий деятельность участников отрасли. Задачу его доработки участники форума считают намного более актуальной, чем подготовку нового закона о туризме. Ранее мы рассказывали о дискуссии на эту тему.
Рынок в сером, «Турпомощь» – в белом
Вопрос, который, очевидно, обсуждался участниками Наблюдательного совета за закрытыми дверями и не стал предметом широкой дискуссии на форуме, – то, как турбизнес может противостоять «серой» зоне рынка.
В резолюции говорится о предпосылках для ее роста, что, в свою очередь, порождает недобросовестную конкуренцию и значительно снижает уровень защищенности туриста. Далее цитируем документ: «Эффективный надзор и контроль возможны при участии туроператоров, тем более что они намного раньше государственных органов получают сигналы о вопросах и проблемах, возникающих у партнеров. Предлагаем наделить ассоциацию “Турпомощь” функцией первичного мониторинга и контроля, тем более что в соответствии с законодательством Российской Федерации соответствующая информация официально формируется на ее базе и передается госрегулятору в сфере туризма».
Награда за дружбу
В резолюции нашли отражения и другие инициативы, которые проистекают из больших изменений на туристическом рынке. Например, учитывая растущую «логистическую и экономическую» интеграцию России с государствами СНГ, туроператоры предлагают поощрять продажи туров в дружественные страны ближнего зарубежья, а также в Абхазию и Южную Осетию. Сделать это можно, снизив финансовое обеспечение для компаний.
Кроме того, участники мероприятия заинтересованы наладить работу межведомственных комиссий с целью «оценки профессиональных качеств» туроператоров, допущенных к безвизовому обмену тургруппами с Ираном и Китаем.
Также предлагается создать спецтарифы на транзитные перелеты из России в города стран Евразийского экономического союза, сформировать программу продвижения России на внешних рынках, решать проблемы с платежами для иностранцев в России и для наших туристов за рубежом.
Фото HotLine.travel