Сегодня в Крым ходят четыре поезда из Москвы, летом добавят еще один. А из Петербурга два так и останутся.
Скоростной поезд "Таврия" Москва - Симферополь оказался далеко не скоростным. Он медленно плелся по железнодорожным путям и, лязгая на стыках и пошатываясь на поворотах, больше напоминал раскачивающуюся во все стороны кибитку. А ведь у нас много писали об укладке новых бесшовных рельсов, которые сделают поезда практически бесшумными. Где эти чудо-рельсы и почему поезд непрестанно дергается и скрипит - вопрос интересный. Новые пути появились лишь при подъезде к Тамани, весь же остальной маршрут длиною 2 тыс. км так и остался на старой колее со всеми ее проблемами. Не зря в СВ вам выдают набор, в который входят беруши. Заткнул ими уши - и полный порядок!
При наборе скорости поезд так трясло, что я дважды чуть было не слетел с узенького спального места. Бросается в глаза, что при планировании двухэтажного поезда экономили на всем. Купе сузили как талию модницы. Вместительные багажные отделения под нижними местами исчезли. Чемоданы приходится впихивать под нижнюю полку, которая стоит на ножках. В соседнем купе чемодан не влез да так и проторчал всю дорогу под столиком. Исчезли и верхние отделения для багажа. РЖД, как и лоукостер, приучает вас обходиться скромным багажом.
Скорый летел в Крым не резво, как ему положено, а вальяжно и неторопливо. Осталось стойкое убеждение, что меня обманули: ну какой он скорый, когда в пути я насчитал 13 остановок! А самая большая, техническая, для выгрузки мусора была на станции Тамань-Пасс. - 30 минут. Вот вам и экономия времени: скорый же должен идти практически без остановок! Отсюда и низкая средняя скорость - 74 км/ч.
С летним наплывом пассажиров не справляется и вагон-ресторан. Я пытался попасть туда несколько раз, но от желающих пообедать не было отбоя и приходилось разворачиваться несолоно хлебавши. В рекламе "Таврии" обещали все радости современной жизни - и интернет, и развлекательный портал. Но в жизни все куда прозаичнее: обещанный интернет в поезде просто не работал, медиацентр требовал интернета в вашем телефоне, а он постоянно пропадал. По монитору в купе я от скуки прослушал лекцию эксперта по этикету и узнал, как надо вести себя в обществе, как целовать ручки дамам и почему неприлично говорить: "Мужчина, освободите проход". Другого ничего не предлагалось.
Залитая весенним солнцем ялтинская набережная сегодня выглядит сиротливой. Пустынный пейзаж оживляют разве что стайки местных школьников, у которых закончился учебный год. После того как над полуостровом закрыли небо, туристов в Крыму заметно поубавилось.
Зашел в недавно открывшийся на набережной рыбный ресторан Cafe de Terrasse и глазам не поверил: здесь устроили распродажу устриц. По 90 рублей за штуку - пожалуй, сегодня это самая низкая цена в России. В Москве они в магазине идут по 190, а в ресторанах и вовсе по 300. "Это мы от отчаяния, - объяснил мне грустный официант. - К маю их с Дальнего Востока привезли целое море, а туристов нет. Вот и устроили распродажу".
Билеты на поезд пришлось брать за месяц. Запрет на полеты в Симферополь привел к резкому всплеску спроса на поездки в Крым по железной дороге, к чему компания РЖД оказалась не готова. Не зря в соцсетях ее сравнили с неповоротливым диплодоком, у которого сигнал от головы до хвоста идет крайне медленно. Первыми забили тревогу туроператоры и владельцы гостиничного бизнеса - предупреждали, что майский сезон будет сорван, если "железка" не начнет принимать срочные меры. И их неутешительные прогнозы сбылись.
Крымские СМИ просто кипели от возмущения, а в РЖД между тем царили тишь да благодать. Все идеи - резко увеличить количество вагонов в одном составе или мобилизовать на Крым все двухэтажные поезда - тонули в вязкой бюрократической тине. В ситуацию пришлось вмешаться президенту, который 24 мая попенял железнодорожникам и минтрансу за то, что они не заметили прихода лета, и поручил запустить на юг дополнительные поезда.
В итоге летом ежедневно в Анапу, Адлер, Новороссийск, Краснодар и Кисловодск будут прибывать до 90 составов. Общее число вагонов предполагается увеличить на 1700, что даст дополнительно от 50 до 70 тыс. посадочных мест. Но крымского направления почему-то увеличение не коснулось. Хотя в Сочи или Анапу можно и самолетом добраться, а в Крым - ну никак. Сегодня на полуостров из Москвы курсируют четыре поезда, летом добавят еще один, а из Санкт-Петербурга как отправлялись два, так они и останутся. И хотя в целом по стране в Крым с разных уголков страны идут 15 поездов, это очень мало для заполнения его отдыхающими. Между тем железная дорога может обеспечить Крыму лишь 39% от прошлогоднего количества туристов.
Владелица отеля в Крыму Екатерина Беляева подсчитала, что для перевозки в Крым 6 млн туристов (как в 2021 году) летом туда ежедневно должны прибывать не 15 поездов, а 50! Другими словами, Крыму грозит катастрофа: по словам Беляевой, у нее на июнь забронировано не 80% мест, как ранее, а всего лишь 25%. "Это работа в глубокий минус, то есть открываться нельзя", - считает она.
Когда я в начале мая брал билеты на поезд, на летние месяцы уже все было выкуплено. Вот почему в Крыму уже готовы снизить летние цены на отели на 30%. Но и это не помогает: люди еще в конце апреля стали аннулировать свои поездки на майские праздники. И ситуация только ухудшается. В Ялте отказы от бронирования превысили 50%, рассказал мне сотрудник гостинцы "Ореанда". "На конец мая число аннулированных броней на лето в наших отелях дошло до 70%, - говорит гендиректор сети отелей Иванна Табачникова. - Главная проблема - это билеты. Не на чем ехать".
Есть и другая причина: туристы опасаются украинских "Байрактаров". В Крыму уже было сбито несколько беспилотников. Правда, глава республики Сергей Аксенов заверяет, что отдыхающие будут находиться в полной безопасности. "Крыму ничего не угрожает. Мы слышали эти фейковые угрозы Крымскому мосту и так далее. На сегодня все находится под контролем", - заявил он. Но от таких заверений ситуация не улучшается.
Бить тревогу властям Крыма надо было раньше. Весь апрель в министерстве курортов и туризма республики делали оптимистические заявления: там прогнозировали, что закрытие аэропорта Симферополя компенсируется увеличением автомобильного туризма и заполненностью поездов под завязку. Мечты разбились о крымскую реальность уже в мае. Теперь под угрозой и летний сезон. Туроператоры прогнозируют, что до трети гостиниц в Крыму в июне - августе не откроются из-за низкого спроса, а открывшиеся закончат лето или в убыток, или без прибыли. А тут еще и железная дорога задрала цены: если билеты из Москвы до Сочи стоят от 2,5 до 5 тыс. рублей, то до Симферополя - от 10 тыс. Но, повторяю, билетов просто нет. Ну а на машинах далековато: чтобы преодолеть 2200 км, уйдет почти двое суток. Поэтому если и поедут в Крым своим ходом, то в основном из Ростовской области и Краснодарского края. Не спасут полуостров и автобусные перевозки: не каждый решится трястись в автобусе 30 часов.
Если соседний Краснодарский край с развитым сельским хозяйством и пищевой промышленностью всегда сможет выкрутиться из-за падения потока туристов, то Крым живет тем, что заработал летом. Сегодня местные жители, пережившие и блэкаут, и водную блокаду, ждут новой беды - туристической "засухи".
Фото: Сергей Мальгавко/ ТАСС