Глава государства поднял вопрос о создании федеральных курортов в регионах с высоким туристическим потенциалом на побережьях Черного, Азовского, Балтийского и Каспийского морей, а также в Приморье.
Какие шансы у регионов страны стать следующим Сочи или Адлером? С этим вопросом корреспондент "РГ" обратился к отраслевым экспертам.
Сегодня внутренний туризм на подъеме. Однако традиционные пляжные Мекки настолько перегружены, что путешественники бросились открывать новые земли. По данным бронирований жилья в 2022 году через Tvil.ru, турпоток на Азовское море вырос в два раза, на Балтийское море - в 80 раз, на Каспийское и Японское - в 100 раз по сравнению с прошлым годом. В топ-6 популярных городов по итогам сезона вошли Калининград, Зеленоградск, Махачкала, Владивосток, Дербент и Ейск. В этом списке, полагают эксперты, и нужно искать адреса новых морских курортов.
Сегодня же использование побережья наших морей пока далеко от идеала.
- Например, в Дагестане формирование новой пляжной инфраструктуры активно запускается только сейчас. А дельта Волги, побережье Астраханской области и Калмыкии почему-то воспринимаются сегодня как лучшее место для рыбалки, но не для купания, - а ведь именно такое сочетание нередко делает счастливыми одновременно сразу всех членов семьи. Туристическая неосвоенность Азовского моря - известный факт, - перечисляет Андрей Максимов, председатель комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению.
Конечно, в некоторых регионах страны нужно будет потрудиться. Так, Приморский край, несмотря на большую площадь субъекта, не располагает изобилием пляжей для масштабного туристического кластера, что обусловлено традиционными для Дальнего Востока сложностями - труднодоступностью и удаленностью территорий. Здесь одной из наиболее благоприятных территорий для круглогодичного курорта в Приморье представляется северо-западное побережье Уссурийского залива, в районе бухт Лазурная, Емар, Якорная, Муравьиная, полагает Роман Тарантул, член Русского географического общества и журналист. К тому же в 20 километрах от северо-западного побережья Уссурийского залива находится главная воздушная гавань региона - международный аэропорт Кневичи, а в 50 километрах - транспортный узел Транссибирской магистрали - станция Угольная.
Но теплых морей в России все же меньше, чем холодных, поэтому береговая линия плотно застроена и в дефиците. Использовать это редкое для России климатическое преимущество можно только за счет строительства курорта с нуля, уверен Кирилл Рожков, профессор Высшей школы бизнеса ВШЭ.
И в этой связи возникает вопрос: что делать со старыми курортами? Например, на Азовском море, где почти все они находятся в плачевном состоянии, напоминает Александр Тепляков, исполнительный директор в общественной организации "ПравТурСоюз". В подобном положении - курорты Крыма. Здесь все инвестируемые средства приходятся на южное и восточное побережья, но не на западное, где также громадный потенциал.
- Поддержание советского наследия - это очень дорого. Сам конструктив зданий не позволяет предоставлять гостям высокий уровень сервиса, - поясняет Нелли Шатова, генеральный директор компании "Визант Групп", которая занимается развитием курортов Крыма и управляет бывшими советскими объектами.
Из-за отсутствия прямого авиасообщения туристы вынуждены летать по стране через Москву
Тем не менее создание нового курорта - процесс не быстрый. И пока нет чего-то нового, надо как-то жить со старым.
- Сочи строился к Олимпиаде семь лет, то есть мы сможем отдыхать на новых курортах минимум лишь через года три-четыре, - подсчитывает Тепляков.
Поэтому многие эксперты предлагают начать с малого и, помимо того, чтобы заняться реновацией старых курортов, вспомнить о транспортной недоступности многих регионов страны.
- Чем удобнее добраться до места, тем легче принять решение о поездке, не задумываясь об осложненной логистике. Сегодня большинство жителей регионов вынуждены совершать перелеты по стране через Москву или иной крупный город, поскольку в ряде регионов отсутствует прямое авиасообщение. Так, находясь на Сахалине, турист не может добраться до Камчатки, несмотря на то что это ближе: необходимо лететь через Владивосток, - поясняет Ольга Сковородникова, руководитель отдела маркетинга Nordic SPA Nordic Spa & A Scape.
Туроператоры уверяют: логистическая проблема требует решения в первую очередь; как только туристам будут предложены дешевые авиабилеты, они самостоятельно найдут то место, где должен вырасти новый курорт. Так, благодаря созданию государственного авиалоукостера Исландия из "медвежьего угла Европы" в очень короткий срок превратилась в регион, который мечтают посетить туристы всех стран мира. Остальные проблемы решатся сами собой. Если в прошлом году россияне потратили порядка девяти миллиардов долларов в путешествиях за рубежом, то в текущем году часть этой суммы может остаться в нашей стране, подсчитывает Гайк Мартиросян, управляющий партнер консалтинговой компании Quattor Advisory. А если это произойдет, то все усилия по привлечению туристов в определенные точки на карте стимулирует и развитие сопутствующей инфраструктуры - появятся новые места размещения, туристические услуги и все остальное.
Андрей Максимов, председатель комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению:
- Место для "внутренней Турции" при желании можно найти чуть не в каждом регионе. Формула: речные или озерные пляжи + круглогодичные аквапарки или термальные комплексы + культурный/событийный/оздоровительный/экологический туризм - может заработать в любой части страны. Большой потенциал в этом смысле - у волжских пляжей, расположенных совсем недалеко от Москвы, берегов Оки и Смоленского поозерья, а в перспективе - озер Карелии и Архангельской области.
Опыт составления национальной карты туристических брендов на платформе Живоенаследие.рф показал, что места, считавшиеся вчера захолустьем, становятся туристическими хитами. Например, курортным местом сегодня стала даже Тюмень с ее горячими водами - о чем еще несколько лет трудно было бы подумать.
Фото: Виталий Аньков/РИА Новости