Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обновила прогноз по отрасли на 2012 год. Ожидаемая прибыль в целом по отрасли составит $3 млрд., этот прогноз остался неизменным с момента последней коррекции в марте 2012 года. Снижение цен на нефть, более высокий, чем ожидалось, объем пассажирских перевозок способствовали повышению прогнозируемой рентабельности. Однако влияние этих факторов ослаблено продолжающимся и все более углубляющимся кризисом суверенного долга в Европе, из-за которого ожидается дальнейшее ухудшение ситуации и негативное влияние на экономический рост. Рост мирового ВВП, ключевого фактора прибыльности авиакомпаний, ожидается в 2012 году на уровне 2,1%, то есть, выше 2%, которые прогнозировались в марте. Но по сравнению с прошлым годом экономика растет темпами ниже 2%. В начале 2012 года цены на нефть превышали $120 за баррель, а сейчас опустились ниже $100 за баррель (Brent), поскольку кризис в еврозоне вызывает опасения рецессии. Несмотря на снижение цены, по мнению специалистов, 33% операционных расходов авиакомпаний будет приходиться на топливо.
Тем не менее, если несколько месяцев назад самым большим риском считался кризис, связанный с ценами на нефть, то сейчас все внимание вновь приковано к Европе. Рынки ожидают усиления кризиса суверенного долга в еврозоне, что впоследствии нанесет ущерб экономике. Не имея сейчас четкого понимания, как правительства европейских стран будут справляться со сложившейся ситуацией помимо обеспечения дальнейшей ликвидности, риск крупного ущерба в экономической перспективе вполне реален. Ближайшие месяцы крайне важны, и их последствия будут существенными.
Выручка мировых авиакомпаний продолжает снижаться второй год подряд. В 2011 году прибыль отрасли сократилась до $7,9 млрд., а чистый доход упал до 1,3%. В этом году, согласно прогнозу, прибыль отрасли составит $3 млрд., а доходность – 0,5%. Правда, это средний показатель, в разных регионах мира картина будет складываться по-своему. Так, перевозчиков Северной и Латинской Америки ждет улучшение перспектив. Прогноз, сделанный для африканских перевозчиков, остался без изменений. А вот по авиакомпаниям европейского, ближневосточного и азиатско-тихоокеанского регионов прогноз был заметно снижен.
Убытки европейских перевозчиков, как ожидается, составят $1,1 млрд., что почти в два раза больше прошлогодних убытков на уровне $600 млн. и на $0,5 млрд. больше, чем в мартовском прогнозе нынешнего года. В Европе стремительно ухудшаются экономические условия для ведения бизнеса, что выражается в значительных потерях. Рост спроса уменьшится до 2,3%, что почти втрое ниже показателя в 6,7% в 2011 году. Некоторые крупные, с точки зрения экономики, европейские страны уже в рецессии (Испания и Великобритания), и, как ожидается, экономический спад будет наблюдаться в течение всего года и в других европейских странах из-за углубления кризиса еврозоны. При этом европейские перевозчики продолжают страдать от высоких и растущих налоговых сборов, неэффективного управления воздушным движением и высоких расходов на соответствие не до конца продуманным нормативным требованиям.