По данным UNWTO, туристы все чаще предпочитают более короткие, но частые поездки. И в этом случае в выигрыше оказываются близкие и соседние страны. Правда, случаем еще надо уметь воспользоваться. Соседняя с нами Эстония – сумела.
О том, как стране удается не только привлекать российских туристов, но и делать так, чтобы они возвращались, рассказывает глава московского представительства Центра развития туризма Эстонии Илона Кбеян.
- Судя по статистике, прошедший туристический год оказался успешным для Эстонии. А как у вас считают турпоток?
- Официальная статистика включает только тех гостей, которые провели хотя бы одну ночь в зарегистрированном средстве размещения. В 2017 году таких было 2,16 млн – рост 4,8%, в том числе россиян – 239 тысяч, рост составил 18,7%). Все туристы провели у нас 4,15 млн ночей, из них 483 тысячи пришлось на россиян. Россия на втором месте по числу прибытий после Финляндии. Правда, рекордного уровня 2013 года, когда в Эстонию приехало 305 тысяч россиян, мы пока не достигли. Но, учитывая сложные экономические и политические факторы, я полагаю, что это очень хороший результат.
- За счет чего, на ваш взгляд, удалось этого достичь?
- С одной стороны, безусловно, повлияла стабилизация валютного курса – россияне почувствовали себя увереннее. С другой – на фоне довольно высокого евро заметно оживился спрос на близкие и недорогие направления. При этом мы видим, что к нам активно едут уже искушенные российские туристы, которые побывали во многих странах, многое видели и у них появилось время для Эстонии. Небольшие расстояния позволяют быстро осматривать достопримечательности, а у нас их множество. При этом Эстония – одна из самых экологически чистых стран: целебный воздух, нетронутая природа, хорошо проложенные туристические тропы. Не говоря уже о береговой линии почти в 4 тыс. км с заливами, бухтами и пляжами. А еще у нас 1500 островов и более тысячи озер.
- Куда в основном наши туристы едут и какой отдых предпочитают?
- Бесспорно, главный магнит для тех, кто приезжает в первый раз, это Таллин. В прошлом году число иностранных туристов в нашей столице в десять раз превысило население города. Гости провели там 2,7 млн ночей, в том числе россияне – 270 тысяч, что на 12% больше прошлогоднего уровня.
Но также в прошлом году вырос российский турпоток в Тарту – на 36%, Тартуский и Валгаский уезды – на 38%. Еще россияне любят Ида Вирумаа, рост в регион составил 29%. Это, наверное, самая зеленая и романтическая часть Эстонии, к тому же очень близкая к территории России. На севере она граничит с Финским заливом, на юге – с Чудским озером. Здесь проходит множество ремесленных ярмарок, праздников, музыкальных фестивалей. Самый большой город – Нарва. Зимой туристов ждет фестиваль русской музыки «Рождественский ангел», зимняя ярмарка. Летом популярны отели в курортном городке Нарва-Йыэсуу: свежий морской воздух, сосны, прекрасная береговая линия с пляжами, оздоровительные программы, спа.
- Больше всего едут, наверное, из Санкт-Петербурга?
- Да, основной турпоток идет из Петербурга, Ленинградской области, добираются обычно автобусами и на машинах. Это же очень близко! Из Москвы часто едут на машинах через Псков – там ночуют. В последние два года заметно вырос поток из более отдаленных регионов – Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Екатеринбурга, Тюмени.
Прежде россияне чаще путешествовали в составе организованных групп, сейчас предпочитают приезжать самостоятельно, семьями и компаниями. Групповые туры популярны, прежде всего, на праздники – в Новый год или в майские каникулы. Вообще, как только у россиян образуются длинные выходные или праздники, мы сразу чувствуем приток туристов.
Скажу еще, что россияне любознательны, активны, заказывают экскурсии, посещают музеи, концерты. Популярны также спа. На размещении стали немного экономить, а вот в магазинах, ресторанах по-прежнему с удовольствием тратят деньги.
- А какие сейчас приоритеты – в продвижении Эстонии вы ориентируетесь на самостоятельный туризм или с турбизнесом тоже работаете?
- Мы тесно сотрудничаем с туроператорами. Но и самостоятельных туристов не забываем, тем более что этот сегмент активно растет. В 2013-2014 годах с Эстонией в Москве работало примерно 70 туристических компаний, а сейчас – в два раза меньше. И это еще хорошо, могло быть меньше, учитывая сложную международную обстановку. Принимающие компании в Эстонии работают в основном с MICE-сегментом. Многие российские операторы взаимодействуют напрямую с отелями, получают хорошие цены, которые позволяют им создавать конкурентоспособный турпродукт. Я знаю, что многие туристы, уходившие в самостоятельное бронирование, вернулись к турфирмам. Объясняю это тем, что в условном booking.com туристы получают выгодные цены на размещение, а в турфирмах – не менее выгодный турпакет в целом, а это гораздо важнее. По нашим оценкам, на самостоятельный поток из России в Эстонию приходится примерно 70%, на организованный – 30%.
- Какие инструменты продвижения Эстонии на российском рынке вы считаете наиболее успешными?
- VisitEstonia активно проводит семинары и участвует в воркшопах. Стали гораздо активнее ездить по регионам России, где мы сталкиваемся, я бы сказала, с неожиданно высоким интересом к направлению. Например, недавно в Тюмени на наш семинар пришли представители 60 агентств. Нас даже упрекнули, что, мол, офисы других стран здесь уже побывали, а вы приехали только сейчас! Вообще продвигаем Эстонию через все возможные каналы – культурные мероприятия, телевидение, социальные сети, интернет-издания. И полиграфию, конечно, используем – печатаем на русском языке много буклетов, брошюр и т.д.
Известно, что самый убедительный аргумент для россиян при организации поездки на отдых – это рекомендация друзей, знакомых. Поэтому главное, чтобы отдых в Эстонии оставался действительно качественным, запоминающимся. Судя по всему, это нам удается. Сначала туристы из России приезжают в Эстонию в короткую поездку, на уикенд, а затем возвращаются уже на более длительный, полноценный отдых. Более 50% российских туристов – возвратные, и это наше самое ценное достижение.
- Каковы ваши планы на 2018 год?
- Мы работаем при Министерстве экономики и коммуникации Эстонии, это государственный орган, значит, есть стратегии развития. Есть она и у нас. Но сейчас мир, как мы видим, вступил в период экономической непредсказуемости, долгосрочные планы нередко подвергаются серьезным испытаниям. На туризм влияет очень много факторов, отрасль очень уязвима. Мне кажется, у многих прошла эйфория, что туризм – это сплошной рост по восходящей. Так что развиваться будем по синусоиде – взлетами и падениями. Кризисы не проходят без последствий: мы видим, что клиенты стали бронировать отдых в последний момент, а из российских туроператоров по Эстонии на рынке остались самые крепкие. На 2018 год смотрим с оптимизмом, рассчитываем на рост турпотока из России минимум в 10%. Тем более что это для Эстонии юбилейный год – сто лет независимости республики, будет много культурных событий. Туристам это тоже будет интересно.
Фото: RATA-news