На коллегии Министерства спорта, туризма и молодежной политики 17 декабря обсудят варианты поправок в закон об основах туристской деятельности. Они ужесточат требования к участникам рынка, особенно ощутимый удар, судя по всему, придется на агентства. Ситуация в туристической рознице давно вызывала вопросы. Заметно обострилась она в период и сразу после кризиса, когда рынок начали сотрясать хотя и небольшие, но слишком частые банкротства турагентств. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), за последний год не было недели, чтобы не появлялось сообщение о том, что рынок покинула какая-то компания, не выполнив своих обязательств перед клиентами и партнерами. Только в период с четвертого квартала 2008 года по второй квартал 2009 года свою деятельность прекратило каждое пятое турагентство в стране. Конечно, это не значит, что прежде турагентства с рынка не уходили. По информации консалтинговой группы "Тревел Эксперт", ежегодная ротация турагентств составляет 20-30% от их общего количества. Работа, как минимум, каждого четвертого турагентства носит сезонный характер: компания создается для продажи туров в высокий летний сезон, а потом переключается на другие, более прибыльные, занятия. Одна из проблем "проблемных" турагентств – отсутствие барьеров, ведь после отмены лицензирования в туризме доступ на агентский рынок, в отличие от туроператорского, ничем не ограничен. Можно начать бизнес, имея в кармане $10 тыс., но развивать его в условиях жесточайшей конкуренции и невысокого спроса не так просто. Отсюда – разорения или просто сход "с дистанции". Пока неизвестно, чем закончатся дебаты в отрасли и какой именно вариант поправок Минспорттуризма и Ростуризм будут предлагать. Но очевидно, что они будут принципиальными для розницы. Ростуризм предлагает ввести финансовые гарантии для агентств – по типу туроператорских. В мировом турбизнесе это уже используется. Например, в Испании турагентство, чтобы начать работу, должно положить в банк 60 тыс. евро. Это безотзывный депозит, который может быть использован для возмещения ущерба клиентам в случае несостоятельности компании. У нас пока обсуждается два варианта фингарантий для агентств. Первый – турагентства будут отвечать за "свою" часть проданного тура, второй – обязать агентства работать от имени и по поручению туроператора. По мнению директора сети агентств "Магазин горящих путевок" Сергея Агафонова, второй путь – явно тупиковый. "Во всем мире не оптовик "рулит" рынком, а ритейл, - пояснил он "Интерфакс-Туризму". – Если нас заставят работать от имени операторов, это будет означать конец розницы, нами начнут манипулировать, рынок погрязнет в разного рода спекуляциях. Я не вижу смысла в таком упорядочивании туристической розницы". Операторы, наоборот, были бы рады такому решению. Президент группы компаний "Натали Турс" Владимир Воробьев, считает, что сейчас, когда все крупные туроператоры имеют свои франчайзинговые сети, когда на рынке работают крупные сети из самих агентств, никакого коллапса на рынке не будет. Однако и он соглашается, что введение института "приоператорских" агентств, приведет к сокращению агентского рынка, так как операторы будут "отбирать" только самых надежных и эффективных. Понятно, что агентства такое "регулирование" вряд ли порадует. Одновременно в самой туристической рознице начались очень динамичные объединительные процессы. Проблемы с "Капитал Туром", который ушел с рынка, практически бросив агентства, в том числе и свои, франчайзинговые, с огромными долгами, усугубили ситуацию. Если учесть, что агентства приобрели у туроператора тысячи дорогостоящих туров на Новый год, то рассчитаться по ним с клиентами им будет очень непросто, лимита фингарантий оператора также может не хватить. "Агентства очень сильно активизировались для поиска общего, коллективного решения как в данной конкретной ситуации, так и в целом, своих отраслевых проблем, - сказал С.Агафонов. – Мы поняли, что нам нужна своя организация, гильдия агентств, если хотите". По его словам, процесс создания первой агентской саморегулируемой организации уже запущен. Сейчас формируется состав учредителей из числа авторитетных участников рынка. "Судя по тому, что происходит в других отраслях, власть взяла твердый курс на развитие саморегулирования, по крайней мере, в среднесрочной перспективе, - пояснил С.Агафонов. – Но дело не только в позиции государства. Ситуация на агентском рынке накаляется, и надо сообща искать эффективные формы и госрегулирования, и саморегулирования агентской деятельности, а точнее их органичного сочетания".