В связи с трагическими событиями, связанными с кораблекрушением круизного лайнера «Коста Конкордия», которое произошло у берегов Италии в ночь на 14 января 2012 года, в целях восстановления нарушенных потребительских прав российских граждан Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает следующее.
Согласно ст. 17.4 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора.
Существенным нарушением условий договора о реализации туристского продукта признается нарушение, которое влечет для туриста и (или) иного заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.
К существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта относятся:
неисполнение обязательств по оказанию туристу и (или) иному заказчику входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению;
наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта.
Иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, может быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно.
Кроме того, на основании статьи 29 Закона о защите прав потребителей пострадавший вправе предъявить исполнителю требования о соответствующем уменьшении цены оказанной услуги, т.е. оплаченного турпродукта, либо безвозмездного повторного оказания услуги, либо возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Обращаем внимание потребителей, что выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплата денежной суммы по банковской гарантии (в досудебном порядке) не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
В этой связи для реализации установленного права потребитель в соответствии с п. 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей вправе предъявить иск туроператору (либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно) о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения договора. Согласно п. 3 этой же статьи при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (при цене иска менее 1 млн. руб.).
На основании статьи 14 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителей - граждан Российской Федерации, пострадавших в результате недостатка услуги, как например, в данном случае, невозможности осуществить ранее оплаченное путешествие из-за произошедшего события, подлежит возмещению исполнителем (туроператором) в полном объеме, причем, согласно положениям статьи 1095 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), независимо от вины туроператора. В соответствии со статья 1098 ГК РФ исполнитель освобождается от ответственности за такой вред только в случае, если докажет, что он возник вследствие непреодолимой силы, однако ее наличие в рассматриваемом случае не усматривается.
Учитывая непростой характер подтверждения факта причинения имущественного вреда в рассматриваемой ситуации, Роспотребнадзор рекомендует пострадавшим потребителям в соответствии со статьей 15 Закона о защите прав потребителей также требовать компенсации морального вреда. Размер компенсации морального вреда в соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статьей 15 Закона о защите прав потребителей определяется судом, исходя из характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, поскольку в данном случае наличие вины является обязательным условием такого возмещения.
Пассажирам «Коста Конкордия» следует сохранять все документы, подтверждающие затраты, а также медицинские и прочие справки, которые могут служить доказательством в споре с ответчиком.
Положениями п. 1 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Удовлетворяя требование о возмещении вреда в соответствии со статьей 1082 ГК РФ, суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
Согласно п.2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Причем, каких-либо ограничений по возмещению имущественных затрат на представительство в суде интересов лица, чье право нарушено, не установлено.
Страховщик обязан удовлетворить требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора не позднее 30 календарных дней после дня получения указанного требования с приложением всех необходимых документов.
В случаях, если с требованиями о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора к страховщику обратились одновременно более одного туриста и (или) иного заказчика и общий размер денежных средств, подлежащих выплате, превышает сумму финансового обеспечения, удовлетворение таких требований осуществляется пропорционально суммам денежных средств, указанным в требованиях к сумме финансового обеспечения. Следует отметить, что опасение туриста по поводу того, что оплаченная им услуга не будет оказана, само по себе страховым случаем не является.
Владельцы круизной компании «Costa Cruises» распространили информацию о компенсациях туристам, которые планировали отправиться в круизы на лайнере Costa Concordia в январе-феврале 2012 года. Поскольку эти туры отменены, пассажирам, забронировавшим круизы с отправлением в период с 14 по 20 января, предлагается полный возврат стоимости несостоявшегося круиза плюс скидка на будущий круиз в размере 30% от стоимости несостоявшегося круиза. Другой вариант компенсации – альтернативный круиз в январе, феврале или марте на лайнерах Costa Luminosa, Costa Mediterranea, Costa Favolosa, Costa Serena или Costa Voyager. Пассажирам, забронировавшим круизы на Costa Concordia с отправлением в период с 21 января по 25 февраля, компания также предлагает полный возврат стоимости круиза плюс скидка на будущий круиз в размере 30% от стоимости несостоявшегося круиза или любой альтернативный круиз в период до июня 2012 (по информации сайта www.ratanews.ru).
Всем потребителям - российским гражданам, пострадавшим в результате описанных событий, Роспотребнадзор готов оказать индивидуальное консультирование и оказать поддержку в судебном процессе, в случае если потребители изберут судебный порядок защиты своих прав. Номер телефона «горячей линии» Роспотребнадзора 8 800 100 00 04.