7 июня 2011 года на заседании городского правительства была принята Программа развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2011-2016 гг. Новая Программа должна определить новые перспективы развития туризма в Санкт-Петербурге. Основные задачи программы: повышение социально-экономической эффективности и доходности туристской отрасли, а также широкое внедрение в туристскую сферу инновационных подходов и форм. В 2010 году объем турпотока в Петербурге превысил 5 млн человек. Согласно программе, к 2016 году предполагается увеличение этого показателя до 8,1 млн человек. Председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам А.Б. Чичканов назвал основные стратегические направления программы: увеличить срок пребывания туристов в Петербурге до 5 дней, а также число повторных посещений города. Для преодоления фактора сезонности и обеспечения равномерного распределения туристского потока в течение всего года, было принято решение активно развивать событийный и конгрессный туризм. А также такие направления в туризме как арт-туризм, религиозный, культурно-познавательный, паломнический и семейный туризм. В рамках программы предполагается ряд мер информационной и рекламной поддержки туризма в Петербурге, развитие рынка сопутствующих услуг, мер по обеспечению безопасности пребывания туристов в нашем городе и поддержка российских туристов за рубежом, дальнейшее совершенствование гостиничной инфраструктуры и подготовка высококвалифицированных кадров для отрасли. Выступая содокладчиком на заседании при рассмотрении проекта программы, вице-президент Российского Союза Туриндустрии С.Е. Корнеев в своем выступлении подчеркнул, что туризм в Санкт-Петербурге имеет все необходимые условия для совершенствования и должен занять подобающее ему место в структуре городского хозяйства. Предпосылки для дальнейшей успешной динамики туристической отрасли С.Корнеев видит в первую очередь в развитии транспортного блока. Он отметил важность внутренней доступности центра города от внешних транспортных узлов: новое сообщение с аэропортом, развитие Парадной набережной Санкт-Петербурга, создание условий для обеспечения постоянного судоходства по реке Смоленка и т.п. Вторым важным моментом С.Корнеев считает формирование гостеприимной городской среды как «туристской экологии» города. Санкт-Петербург является мировым брендом, этот образ необходимо продвигать не только в сознании зарубежных гостей, но и в масштабах всей страны. Идея «Каждая российская семья должна побывать в Санкт-Петербурге» должна воплотиться, в частности, в проекте по обмену имиджевой рекламой между Санкт-Петербургом и крупными городами России на базе социальной рекламы. Еще одним элементом формирования комфортной городской среды является деятельность по созданию универсальной единой системы помощи и информирования туристов через разнообразные источники: web-сайты, туристско-информационные офисы, call-центры, службы помощи туристам и т.п. Необходимо совершенствовать и расширять единую систему ориентирующей информации. В настоящее время СЗРО РСТ обсуждает с Комитетом по печати возможность введения в систему указателей мировых стандартов в виде специальных пиктограмм - знаков, понятных всем гостям вне зависимости от их «географии» и языка. «На наш взгляд, за последние годы в городе произошла реальная «культурная революция», значение которой мы еще до конца не оценили, - говорит Корнеев.- Это колоссальная возможность для развития базового вида туризма в СПб – культурно-познавательного». По его мнению, необходима дальнейшая помощь музейным объектам, содействие малым и частным музеям. В том числе в решении вопросов логистики (очередей). Эти проблемы можно решить через использование современных технологий, IT- решения, внедрение электронных билетов и т.д. Появление новых музеев, новых фестивалей и событий, «ночь музеев», мировой уровень проведения городских праздников дает возможность развития, одного из самых популярных сейчас, вида туризма – событийного туризма. С.Корнеев подчеркнул необходимость развития новых туристских пространств в черте Санкт-Петербурга. Они позволят уменьшить «туристскую нагрузку» на центр города. К ним относятся всемирно известные пригороды, а также Василеостровский, Петроградский и Фрунзенский районы. Большие туристские перспективы имеют Кронштадт, Приморский район (прежде всего территория парка 300-летия и прилегающая береговая зона). Окончание строительства КАДа и ЗСД сделает эти планы реальностью, соединив туристские зоны города, аэропорт и Морской фасад в кольцо «Ожерелья Санкт-Петербурга». Если бы заинтересованные районы Санкт-Петербурга, с участием муниципальных образований, сформировали на базе городской программы собственные предложения поддержки развития туризма, туристской инфраструктуры и объектов на своей территории, это был бы оправданный и системный подход. С.Корнеев также обратил внимание на процессы модернизации современного туристского процесса и о концепции создания Единой туристской информационной системы Санкт-Петербурга «Туризм 2.0», разработанный РСТ. Задача Единой системы - помочь участникам рынка формировать туристский продукт на основе проводимых в городе мероприятий, и предоставить туристическим агентствам возможность создания турпродуктов на базе проверенной информации об объектах размещения. Сам факт наличия такой системы в Санкт-Петербурге позволит говорить о лидирующих в данной отрасли позициях города. Подобные системы есть в некоторых европейских городах, но Санкт Петербург может стать первым из российских городов, применивших подобную схему взаимодействия с участниками рынка, реализовав концепцию «Туризм 2.0», утвердив свое право называться инновационным центром России.