Не только в спортивных и культурных, но и в туристских целях. Эксперты Северо-Западного регионального отделения Российского Союза Туриндустрии предлагают рассмотреть ряд норм, которые облегчат навигацию маломерных судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям России. Северо-Западное региональное отделение РСТ продолжает интенсивную работу по выработке конструктивных решений и предложений, касающихся развития водного туризма. В течение лета в Санкт-Петербурге было проведено несколько тематических круглых столов, на которых представители отрасли, власти и общественности смогли обсудить актуальные проблемы этой сферы. В настоящее время СЗРО РСТ формирует Комиссию по водному туризму и приглашает членов СЗРО РСТ к вступлению, а партнеров – к конструктивному диалогу.
Одним из самых позитивных событий лета 2011 г. в области водного туризма стало принятие поправок в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, который теперь дает судам под иностранными флагами, общее количество людей на которых не превышает 18 человек, возможность в некоммерческих целях ходить по рекам и озерам России.
Планировалось, что изначально в списке разрешенных целей плавания будут лишь культурные и спортивные. Однако благодаря активной и планомерной деятельности в том числе Российского Союза Туриндустрии зарубежные туристские суда также получили подобную возможность. Расценивать этот факт иначе, чем позитивно, просто невозможно: открытие внутренних вод для «иностранцев» будет способствовать привлечению дополнительных доходов и развивать, прежде всего, местные экономики, полагают в Федеральном агентстве по туризму.
И хотя Совет Федерации одобрил изменения в Кодексе лишь в июле, Северо-Западное региональное отделение РСТ после консультаций с игроками отрасли уже направило на рассмотрение в соответствующие ведомства ряд возможных дополнений к подзаконным Правилам плавания по внутренним водным путям Российской Федерации судов под флагами иностранных государств в спортивных и культурных целях.
Наши предложения можно разбить на несколько смысловых блоков: ведомственный, юридический, административный, языковой, которые, тем не менее, плотно увязаны между собой», - говорит вице-президент РСТ и директор Северо-Западного регионального отделения Сергей Корнеев.
Так, очень важно определить орган, которому будут поднадзорны суда под флагами иностранных государств. По мнению ряда экспертов, им может стать Государственная инспекция по маломерным судам. Хотелось бы, чтобы «иностранцы» не подпадали под юрисдикции нескольких различных надзорных ведомств, а пользовались бы преимуществами принципа «единого окна». Это не только облегчило бы жизнь им самим, но и позволило бы упростить и ускорить все контрольные процедуры. При этом необходимо, чтобы к «заморским гостям» после прохождения пограничного и таможенного контроля применялся тот же режим, что и к аналогичным по типу судам под российским флагом.
Нужно, чтобы российские яхт-клубы могли при необходимости выступать агентами судов под иностранным флагом в наших внутренних водах. Кроме того, мы предлагаем добавить в Правила норму, позволяющую оформить разрешение на временный ввоз судна на нескольких лиц, находящихся на его борту, или разрешить вывозить судно по доверенности с правом передоверения», - рассказывают эксперты СЗРО РСТ.
Отдельные опасения в связи с открытием внутренних вод вызывают вопросы языкового регулирования. Так, в настоящее время в пункте 10 Правил указывается, что на борту обязательно должен находиться член экипажа, владеющий русским языком и обладающий всеми необходимыми для судовождения квалификационными документами.
Мы предлагаем следующую редакцию: если время перехода судна между стоянками не превышает 8 часов, то один из находящихся на судне должен владеть русским языком в объеме, достаточном для ведения переговоров с диспетчерскими и портовыми службами и другими судами. Если превышает, таких человек на судне необходимо двое, и их личность совершенно не обязана совпадать с личностью человека, ведущего судно», - отмечает Сергей Корнеев. Кроме того, вице-президент РСТ уверен, что Правила плавания по внутренним водным путям необходимо официально и с подробными комментариями перевести на международный, а именно английский, язык.
Мы полагаем, что обслуживающий персонал гидротехнических сооружений, диспетчерских и портовых служб России должен, в свою очередь, владеть английским языком в рамках своих должностных обязанностей. Здесь не требуется досконального знания языка, необходимо лишь понимание общих ситуаций и специальная профессиональная лексика. В конце концов, данная деятельность определена международным стандартом, и обязательное знание языка международного общения было бы вполне логичным», - считает исполнительный директор СЗРО РСТ Татьяна Гаврилова.
В Правилах, сказано в совместных предложениях специалистов и СЗРО РСТ, необходимо привести исчерпывающий перечень документов иностранных государств, подтверждающих квалификацию капитана судна. «Удобно было бы придерживаться принципа: если капитан судна является гражданином государства флага, то к его квалификации должны применяться требования государства флага», - говорит Сергей Корнеев.
Конечно, капитан или другие судоводители могут иметь российские квалификационные документы. Однако если члены экипажа обладают лишь их аналогами, признаваемыми государством флага, под которым идет судно, эксперты СЗРО РСТ предлагают ряд вариантов.
Первый – вместе с иностранным экипажем на судне должен находиться российский лоцман. Второй – капитан или члены экипажа владеют русским языком (либо имеют на борту переводчика), плюс сдали зачет по Правилам плавания по внутренним водным путям. Третий – в экипаже могут находиться судоводители с российскими квалификационными документами, имеющие совместный язык общения с капитаном.Принимая во внимание важность вопросов безопасности, СЗРО РСТ и профессионалы отрасли также предлагают внести в правила требование о наличии у судна под иностранным флагом страхового полиса, аналогичного «Зеленой карте» для автотранспорта, оформляемой при выезде на нем за рубеж.
Профильные ведомства признают, что нормативное регулирование передвижения судов под иностранными флагами в российских внутренних водах нуждается в значительной актуализации. С этой целью предложения, сформулированные СЗРО РСТ и экспертами в сфере водного туризма, направлены в соответствующие федеральные органы. Северо-Западное региональное отделение РСТ совместно с игроками отрасли внимательно следит за ходом их рассмотрения и продолжает активную работу по развитию различных аспектов водного туризма в России.