Опыт ряда стран, в том числе Испании, Франции, Греции, Турции, Хорватии, Польши, Эстонии, демонстрирует, что яхтенный туризм при соответствующем уровне развития вносит значительный вклад в национальную экономику. Такой вывод содержится в утвержденной правительством концепции развития в России яхтенного туризма.
Мировая индустрия яхтинга включает сотни тысяч судов, разветвленную сеть марин, судостроительные верфи, чартерные и сервисные компании, которые выступают ключевыми элементами системы популяризации морского туризма и повышения престижа стран и регионов.
В частности, в Италии действуют 114 марин (яхтенных портов) на 39,9 тыс. мест в совокупности, в Греции – 241 марина на 670 тыс. мест, в Испании – 329 марин и стоянок на 112 тыс. мест, в Хорватии – 72 марины на более 16,5 тыс. мест.
В Турции яхтенный туризм рассматривается как один из инструментов укрепления экономики страны. Он играет важную роль в туристической деятельности, принося около 25% доходов от всей сферы туризма, размер которых, как ожидается, составит к 2023 году не менее €14,6 млрд. Страна занимает третье место в Европе по производству яхт, имеет более 360 компаний по строительству, ремонту и переоборудованию яхт, катеров и лодок.
Правительство Турции реализует ряд мер по государственной поддержке этого сектора. Так, все процедуры по въезду на территорию Турции яхты под иностранным флагом осуществляется единым государственным органом. Доходы от яхтенного туризма инвестируются в развитие инфраструктуры этого сектора экономики, ведется политика последовательного снижения налогообложения владельцев яхт.
Фрахт прогулочных судов не облагается НДС, а для компаний, занимающихся сдачей прогулочных судов, а также судов под иностранным флагом в аренду (чартер) введена патентная система налогообложения. Топливо и бункеровка яхт не облагаются пошлиной.
Международный опыт в области яхтенного туризма включает также проекты по созданию тематических морских музеев на судах. Например, историческое судно «Великобритания», стоящее в яхтенном порту в Бристоле, привлекает около 125 тыс. посетителей ежегодно. Музей исторического судна королевского флота «Васа» в норвежском Осло – самый посещаемый в Скандинавии.
Рядом с территорией марины в городе Виктория на острове Ванкувер в Канаде находятся сразу три музея – исторический колесный пароход времен освоения Аляски, музей восковых фигур и национальный историко-краеведческий музей.
В целом, как показывает международный опыт строительства марин, они служат не только самим яхтсменам, но становятся ключевым градообразующим объектом береговой зоны. Почти всегда строительство марин приводит к тому, что ее территория постепенно превращается в притягательный туристический центр и усиливает развитие инфраструктуры – строительство гостиниц, ресторанов, магазинов и курортного жилья.
При этом, становясь градообразующими объектами, марины ускоряют и освоение прилегающих территорий. Рядом с яхтенными портами быстро появляются жилые кварталы для персонала марины, а также для проживания судовладельцев, семей членов экипажей, владельцев и сотрудников бизнеса в сфере яхтенного туризма и сервисного обслуживания. Все это требует инженерно-технического и транспортного обслуживания и, как следствие, приводит к развитию инженерной инфраструктуры и дорожно-транспортной сети.
Светлана Ставцева, RATA-news
Фото: mby.ru