Понедельник в Павловском дворце выходной день, но работа в залах не прекращается. Именно в такие дни здесь ведутся работы по обеспыливанию и промывке экспонатов.
Так, сегодня художник-реставратор Константин Стулов занимается древнеримскими мраморными барельефами II в. н.э. – «Римская свадьба» и «Три грации», которые украшают стены Итальянского зала. «Сначала с поверхности убирается пыль – пылесосом, кисточками с натуральной щетиной, - комментирует мастер. – Потом загрязненные места нужно промыть дистиллированной водой ватными дисками, а в сложных местах – ватными палочками. Предварительно нужно отжать лишнюю воду, чтобы она не повредила мрамор.» На завершающем этапе поверхность протирается спиртом, что позволяет извлечь впитавшуюся влагу.
Как рассказывает Ольга Тальзи, старший научный сотрудник музея-заповедника «Павловск», эти мраморные барельефы из Итальянского зала – одни из самых первых артефактов, украсивших Павловский дворец во времена первых владельцев. Отправляясь в европейский Гран Тур в 1781 году, великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна вначале посетили ее родителей – герцогов Вюртембергских, которые и преподнесли в дар эти античные редкости.
Барельефы всегда оставались на своем месте в Итальянском зале. После пожара во дворце в 1803 году их расчистили от копоти. В середине XX века эту операцию пришлось повторить, так как антики пережили еще один пожар – 1944 года. Во время войны они не были эвакуированы. Так что античные барельефы Итальянского зала – свидетели всей истории Павловского дворца.
Фото Pavlovskmuseum.ru