Завершилась Межрегиональная научно-практическая конференция «Создание системы туристских информационных центров и пунктов - инновационного метода информационного продвижения Российской Федерации как страны, благоприятной для туризма», инициатором проведения которой выступило Федеральное агентство по туризму России (Ростуризм). Это первое мероприятие Ростуризма, посвященное анализу опыта и перспектив развития именно туристских информационных центров (ТИЦ), действующих на территории Российской Федерации.
В течение трех дней, с 5 по 7 июня, заседания, круглые столы и семинары проходили в Санкт-Петербурге, Выборге и финском регионе Иматра – Лаппеенранта.
Всего в работе конференции приняли участие 116 человек. Среди них - руководители туристских информационных центров, представители региональных администраций и муниципальных образований, предприятий индустрии туризма и гостеприимства, профильных образовательных учреждений, отраслевых общественных организаций и союзов, СМИ.
О большом интересе к актуальным проблемам функционирования и дальнейшим перспективам развития туристских информационных центров и пунктов, их роли в увеличении внутреннего и въездного турпотока в Россию свидетельствует география участия. Гости прибыли в Санкт-Петербург из большинства субъектов Российской Федерации. Москва, Ленинградская, Мурманская, Архангельская, Вологодская, Свердловская, Ростовская, Костромская, Калужская, Новгородская, Ярославская, Смоленская, Калининградская, Самарская области, Приморский и Камчатский края, республики Карелия, Бурятия и Марий Эл – вот далеко не полный список территорий, представители которых приняли участие в работе конференции. Событие вызвало интерес и представителей сферы туризма из других стран (Латвии, Польши, Испании (Каталония), США), которые также выступили с докладами.
Открывая конференцию, начальник Управления анализа и организации гостиничной и туристской деятельности Федерального агентства по туризму Андрей Тютюнник отметил, что проведение столь масштабного мероприятия говорит о весомой роли туристских информационных центров в продвижении России в целом и отдельных регионов как привлекательных туристских дестинаций. Он заявил, что необходимо выработать общие подходы к организации деятельности ТИЦ, которые должны перерасти в создание единой системы подобных центров.
В рамках пленарного заседания «Роль туристских информационных центров и пунктов в формировании имиджа Российской Федерации как страны, благоприятной для туризма» были сделаны доклады о значении ТИЦ для продвижения страны в целом и её отдельных регионов, об опыте создания и функционирования туристских информационных центров как в крупных городах (Санкт-Петербург, Казань, Великий Новгород), так и в регионах России (Ленинградская область, Елизовский район Камчатского края).
В ходе пленарного заседания состоялось активное обсуждение того, какая организационно-правовая форма может считаться наиболее подходящей для эффективной работы центра. Участники конференции выдвинули предложение создать общественную организацию (к примеру, Ассоциацию туристских информационных центров), в рамках которой могут быть сформулированы единые стандарты деятельности ТИЦ. Такое объединение способно стать эффективной структурой для ко-брэндинга территорий, отметил позднее в ходе обсуждения вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев.
В первый день конференции прошел круглый стол «Зарубежный опыт создания системы туристских информационных центров и пунктов, возможности воплощения на российской почве». Представители российских ТИЦ и администраций регионов познакомились с опытом коллег из Испании (Каталония), США, Латвии, Японии. Примером того, как мировой опыт может быть аккуратно перенесен на российскую почву, стала презентация программы «Карта гостя» в Санкт-Петербурге.
Второй день работы конференции прошел в зале заседаний Совета депутатов г. Выборга (Ленинградская область). Советник руководителя по внутреннему туризму и региональной политике Ростуризма Владимир Шаров на круглом столе «Туристские информационные центры и пункты в бизнес-пространстве современной России. Опыт взаимодействия с властными структурами, туристским кластером, туристами» предложил центрам использовать ресурс Ростуризма при возникновении проблем во взаимодействии с властными структурами регионов. В ходе работы круглого стола участники познакомились с итогами работы информационно-туристского центра Выборгского района за 10 лет, услышали об особенностях функционирования ТИЦ в малых моногородах, обсудили правомерность представления о том, что инфоцентр может стать единой сетевой организацией для всех участников туриндустрии региона, и поговорили о взаимодействии ТИЦ, индивидуальных туристов и муниципалитетов.
Отдельный круглый стол в рамках конференции был посвящен проблемам подготовки кадров для ТИЦ и путям их решения. О своих предложениях и программах рассказали представители профильных вузов и ссузов Москвы и Санкт-Петербурга.
В завершение деловой программы второго дня конференции её участники посетили информационно-туристский центр г. Выборга и ТИЦ Выборгского района Ленинградской области, существующие в двух различных организационно-правовых формах и отличающиеся как по организации работы, так и по выполняемым задачам.
7 июня на территории финского города Иматра прошли заключительные мероприятия конференции – посещение городского информационного туристского центра и рабочая встреча с представителями ТИЦ и офисов по развитию туризма Иматры, Лаппеенранты и региона Южной Карелии. Зарубежные коллеги поделились с россиянами продуктивными методиками работы и планами по развитию туризма в регионе. Участники рабочей встречи также обсудили потенциал выставочных технологий для расширения международного туристского информирования.
С презентациями докладчиков, выступивших на конференции, можно ознакомиться на сайте Ростуризма http://www.russiatourism.ru/ и официальной странице события на сайте Северо-Западного регионального отделения РСТ www.rstnw.ru в разделе «Конференции».
Конференция продемонстрировала: при всем многообразии форм, задач и подходов туристским информационным центрам и пунктам необходима постоянно существующая площадка для диалога, которая будет не ровнять всех «под одну гребенку», а способствовать совместному решению общих задач, распространению прогрессивного опыта и формированию комфортной туристской среды. Работать над созданием такой единой системы или структуры продолжит и Ростуризм, и само туристское сообщество.