На минувшей рабочей неделе в Министерстве культуры РФ договорились внести изменения в новую редакцию 49-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», до вступления в силу которых осталось всего лишь два месяца. Обсуждалось три главные темы – доверенность «от имени и по поручению», требования к руководству туроператоров и порядок формирования и расходования средств Фонда персональной ответственности.
Информацией том, что будут менять в законе, вступающем в силу с 1 января, поделился с журналистом HotLine.travel учредитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов, входивший в состав рабочей группы как руководитель правовой комиссии туриндустрии РФ.
Георгий Автандилович, разговоры о том, что правовое управление при Министерстве культуры готовит «поправки к поправкам» в основной Закон о туризме, шли давно. Но неизвестно, каких моментов они могут коснуться, а самое главное – слышат ли в ведомстве мнения участников рынка?
В заседаниях рабочих групп принимают активное участие туроператоры, «Турпомощь», банкиры, юристы, представители Министерства финансов. Во многом наши позиции и мысли по поводу поправок к 49-ФЗ с Министерством культуры, правовым департаментом и департаментом туризма сблизились. По крайней мере, идёт нормальный диалог.
По каким конкретно позициям нашли взаимопонимание?
На минувшей неделе, во вторник, например, очень подробно обсуждался вопрос, касающийся имущественной природы денежных средств Фонда персональной ответственности и возможности его формирования на банковских счетах «Турпомощи». Будет ли это один солидарный счёт, аккумулирующий все средства туроператоров, и какие в связи с этим есть опасности? Или это будут отдельные счета участников, но управляемые ассоциацией? Дискуссия на эту тему продолжается. Это достаточно сложный вопрос с юридической точки зрения, с точки зрения ответственности, процесса администрирования и банковской технологии. У нас около 700 туроператоров выездного туризма. Предположим, что при «Турпомощи» необходимо создавать 700 счётов, на которые с разным периодом времени, с разными суммами начнут поступать деньги. Понятно, что администрировать и управлять легче одним счётом, нежели несколькими сотнями счетов, что потребует немалых расходов. Но если средства будут аккумулироваться в одном месте, то возникает вопрос, чьи они? Кому будут направляться исполнительные листы в случае причинения ущерба туристам? Сможет ли, условно, судебный пристав из Челябинска наложить арест на солидарный счет «Турпомощи» и, как говорится, плакали «наши» денежки или он предъявит требование к разорившемуся туроператору? И «Турпомощь» своим решением возместит туристам ущерб в пределах средств накопленных этим ТО?
Есть конкретные предложения, как решить эту дилемму?
Я предлагаю прописать в законе конкретные формулировки имущественной принадлежности данных средств и порядка их целевого расходования, чтобы этот Фонд не стал солидарным, чтобы каждый туроператор отвечал отдельно по своим долгам. Другими словами, указать, что расходование средств по требованию к конкретному туроператору будет ограничено той суммой денег, которую он внёс в Фонд. В любом случае требуются дополнительные консультации с банками, после которых будет принято окончательное решение.
Самый обсуждаемый среди турагентов вопрос – останется ли в поправках формулировка о доверенностях со стороны туроператоров? Как считает розница, эти документы необходимы для легальной работы.
На мой взгляд, это как раз самая простая и менее значительная тема. Да, действительно, мы достигли взаимопонимания, что упоминание «доверенности» как в тексте закона, так и в постановлении о реализации туристского продукта избыточно для регулирования этих отношений и не имеет юридического значения. Можно спокойно от неё отказаться, поскольку она просто дублирует полномочия, которые указаны в агентском договоре, самостоятельно никаких прав и обязанностей турагентов не устанавливает и является лишь «красивым» документом, подтверждающим лояльность туроператора к нему.
Вы хотите сказать, что её упоминание совершенно не означает, что с 1 января 2017 года возможно будет продавать туры только от имени и по поручению на основании выданной доверенности?
В законе слова «только» нет! Это вообще во многом надуманная паника. Хочешь доверенность – выдавай. Хочешь – не выдавай, если в этом нет необходимости, и работай в рамках иных правоотношений, допустимых гражданским законодательством. Просто эта схема взаимоотношений предполагает, что туроператор несёт полную ответственность за все договоры, которые заключают турагенты от их имени. Хотя это в определённой степени нивелируется ограничением полномочий ТА. Ко всему прочему туроператоры и сейчас несут ответственность за действия турагента, даже действующих от своего имени. Этому есть большое количество подтверждений в судебной практике, когда туроператоры получают взыскания по искам, по которым не расплатились их дистрибьюторы.
Тем не менее давайте успокоим тех, кого всё-таки пугает слово «доверенность». Эту формулировку из поправок уберут?
Нельзя говорить абсолютно точно, что это свершится, поскольку у нас неделя на внесение нормативных предложений. Но Минкульт с этим пока согласен.
Если тема доверенностей, на Ваш взгляд, второстепенная, то какая главная?
Намного важнее, что достигнуто взаимопонимание о необходимости изменений требований к должностным лицам туроператоров. Если этого не случится, то с 1 января у нас в буквальном смысле половина действующих туроператоров не сможет продлить финансового обеспечения. Им нужно будет менять своих директоров и бухгалтеров.
Вы говорите о требовании «отсутствия факта замещения должности руководителя туроператора, его заместителя и главного бухгалтера в течение 12 месяцев, предшествовавших дню исключения сведений о туроператоре из реестра»?
Да! Из текста закона следует, что если туроператор был исключен из реестра и «Турпомощи» по любому основанию, включая отзыв лицензии у страховой компании или прекращение деятельности на какой-то период времени по собственному желанию, то его директор и бухгалтер никогда больше не смогут занять эти должности.
Для многих компаний в начале следующего года это станет препятствием для продления финансового обеспечения и внесения данных в реестр. Им просто будут отказывать.
Как выяснилось, произошла юридико-техническая ошибка. В законе неправильно указан перечень абзацев, которые являются основанием для исключения туроператоров из реестра и на которые ссылается эта норма. Достигнута договорённость о том, что туроператорам будут отказывать только при наличии «негативных обстоятельств». Например, если компания предоставила в Ростуризм неверные данные по расчёту финобеспечения.
С технической точки зрения до нового года успеют внести эти изменения в поправки?
Пока время есть, хотя запас небольшой. Главное – в начале ноября закончить все правовые экспертизы. Достаточно часто Госдума буквально в последние дни года пачкой в 1-м, 2-м, 3-м чтениях принимает федеральные законы, которые запаздывают.
Есть ли вероятность, что в новом году будут внесены ещё какие-то изменения?
Любой закон проверяется правоприменением, и после вступления в силу он может быть скорректирован с учётом возникших проблем. Но не сразу, должно пройти определённое время.