Как изменится жизнь вашего турагентства, если введут обязательную систему СРО

На рынке продолжается законотворческая деятельность, и отдельные общественники пытаются внести в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» поправку об обязательном саморегулировании для турагентств. Как изменится жизнь вашей турфирмы, если это произойдет?

В поисках ответа мы проанализировали опыт отраслей, где обязательное саморегулирование уже действует. Выводы сформулировали в виде кратких тезисов, для ориентира привели расходы, которые несут из-за СРО аудиторы и арбитражники. Имейте в виду: скорее всего, в туризме суммы будут выше, поскольку наш рынок на государственном уровне признан «зоной рискованного бизнеса».

Ознакомьтесь, пожалуйста, а потом проголосуйте: хотите ли вы, чтобы саморегулирование стало для вас обязательным?

Жизнь при СРО

Если вас обяжут вступать в саморегулируемую организацию, то вам предстоит:

Платежи + платежи + платежи

Почем зря

1. Уплатить вступительный взнос. Например, для арбитражных управляющих это 20000 руб. Столько же для индивидуального аудитора. Для аудиторской фирмы – 40 000 руб.

2. Уплатить взнос в компенсационный фонд (из него как бы будут выплачивать компенсации клиентам в случае вашего банкротства; на практике ни одно СРО никому еще ничего не компенсировало). Индивидуальные аудиторы платят порядка 5000, аудиторские фирмы – 20 000. Арбитражные управляющие – 50 000 руб.

3. Регулярно платить членские взносы. Размер зависит от выручки, частные аудиторы платят порядка 5000 в месяц.

 

Контроль на входе

Почем зря

4. На этапе вступления в СРО предстоит также пройти предварительный контроль, за который тоже возьмут некие деньги. Надо будет подготовить документы, подтверждающие соответствие турагентства требованиям СРО, отсутствие судимости и дисквалификации у руководства, возможно, наличие профессионального образования (если такие требования появятся в отраслевом законодательстве или в самой СРО). Процедура вступления в СРО обычно занимает 2–3 месяца. Но в интернете много объявлений типа: «Легальное членство в СРО за два дня».

 

Сбор документов

Почем зря

5. Справки об отсутствии судимости и об отсутствии дисквалификации, скорее всего, надо будет предоставлять в СРО ежегодно. За первым из упомянутых документов предприниматели всей Москвы стоят в очереди часа по два — и очень счастливы, потому что раньше было хуже.

6. СРО может ввести у себя обязательное страхование профессиональной ответственности. Так, частный аудитор платит за страховку ежегодно 7200 руб., арбитражный управляющий – 10 600 руб.

 

Обязательное платное обучение

Почем зря

7. СРО может также ввести требование об обязательном ежегодном повышении квалификации. Так, частные аудиторы обязаны учиться 40 часов в год и платят за это 10 000 руб., из которых 7% идут в саморегулируемую организацию, через которую надо заключать договор с учебным центром.

 

И еще расходы

Почем зря

8. Вокруг СРО обычно создаются различные коммерческие фирмы, услугами которых обязаны пользоваться члены организации. Например, нужна вам аудиторская проверка – обращайтесь в аудиторскую фирму при своей СРО. А такие фирмы платят СРО за аккредитацию и право оказывать услуги членам СРО. Все это делается, чтобы деньги на сторону не уходили.

 

Почем зря

9. Ваша СРО будет проводить у вас плановые проверки – раз в 3–5 лет. У аудиторов это называется «контроль качества» и тоже стоит денег. Сумма зависит от масштабов деятельности. Так, частный аудитор с годовой выручкой 1 млн 800 тыс. руб. платит за проверку 28 000.

Скорее всего, в туризме на СРО возложат часть функций, которые сейчас выполняет Роспотребнадзор – проверка оформления и наличия договоров с туристами, кассового аппарата, «уголка потребителя» и т.п.

10. Кроме плановых проверок СРО может проводить проверки по жалобам клиентов, контрагентов, конкурентов. А организовать жалобу, как вы понимаете, при желании несложно.

 

Бесплатное исключение

Почем зря

11. Если проверка выявит нарушения, то дисциплинарный комитет СРО вынесет предупреждение, предписание об устранении недостатков, а в тяжелых случаях – об исключении члена из организации. Но вообще-то обычно исключают за неуплату членских взносов. И после этого какое-то время не принимают ни в какую СРО.

 

Почем зря

12. Тон в любой СРО обычно задают крупные компании, которые в силу масштабов своей деятельности платят наибольшие взносы. А порой сами являются организаторами СРО, поскольку могут выделить деньги и персонал для ее создания. Выводы делайте сами.

И ради чего все это? Теоретически – ради субсидиарной финансовой ответственности бизнеса перед клиентами. Однако нам не удалось найти информации о том, что потребители получили от какой-либо СРО реальные выплаты.

Аудитор и арбитражный управляющий Мария Булатова отмечает: после введения обязательной системы саморегулирования в этих сферах численность предпринимателей сократилась в два раза. Повышения качества услуг под влиянием саморегулирования не замечено. Напротив, теперь аудитор, обслуживая клиента, думает в первую очередь о том, как собрать все необходимые документы для комиссии из СРО, которая придет контролировать качество его работы.

Другие новости по теме «Мнения и прогнозы»

Апрель 25, 2018 - 10:01

С января 2019-го у россиян появится возможность съездить в отпуск за счет работодателя. Соответствующий федеральный закон, который почти год рассматривала Госдума, одобрил Совет Федерации. Об этом стало известно в понедельник, 23 апреля. В то же время ликование многих граждан может оказаться преждевременным.

 

Апрель 25, 2018 - 09:38

Неизбежный рост интереса к российским курортам — первое, о чем подумали чиновники, прочитав две недели назад новости о новой волне падения стоимости рубля на фоне дополнительных санкций со стороны США и ЕС.

 

Апрель 24, 2018 - 08:56

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе представила прогнозы аналитиков Ассоциации по летнему сезону 2018 года в ходе пресс-конференции в ТАСС.

 

Апрель 23, 2018 - 09:26

О том, каким может быть этот сезон для туроператоров и турагентов, где у российского туристического рынка «слабые места» и как прогнозировать рост в непростых условиях, а также о том, почему вкладывать в агентскую сеть выгоднее, чем в онлайн, мы беседуем с генеральным директором ICS Travel Group Дмитрием Шевченко.