Этим летом вновь в Европе будет очень мало туристов из России. Как это влияет на бизнес в европейских странах?
В связи со вторжением России в Украину, по данным Schengen Visa Info, в 2022 году в Европе отдыхало на 90% меньше россиян, чем раньше. Вряд ли этот показатель изменится в 2023-м. Как обстоят дела в туристическом секторе европейских стран, рассмотрим на примере Чехии, Латвии, Испании и Финляндии.
Впрочем самые богатые россияне продолжают посещать страны ЕС, а вот туристы среднего класса практически полностью исчезли - из-за сложностей с логистикой и высоких цен. То есть из-за возведения Западом барьеров ради поддержки Киева, невиданных со времен холодной войны. Как потеря российских туристов сказывается на самой Европе, выясняло издание Euronews.
Латвия
Латвия - настоящий магнит для путешественников из России, благодаря расположению и историческим связям. После ограничений COVID, от которых туристическая отрасль страны существенно пострадала, настоящим ударом стала потеря российских туристов. В сентябре 2022 года, в связи с войной в Украине, им был запрещен въезд в страну, а министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич написал в Твиттере:
"Вам здесь не рады — вы должны прекратить войну против Украины и убраться из этой прекрасной страны!".
Владислав Корягинс, гендиректор Baltic Travel Group, сказал журналистам Euronews:
"Россия была важным рынком. Конечно, нам его не хватает. С экономической точки зрения это решение, возможно, не помогло местному бизнесу. Но на политическом уровне мы поддерживаем Украину. Это правильное решение. Люди понимают, что мы не можем принимать российских туристов в то время, как их солдаты нападают на украинцев".
Корягинс отмечает, что "большим ударом" стало и то, что многие европейские жители теперь считают Прибалтику небезопасной и, возможно, даже "следующей целью" для российских войск. Но сейчас таких заблуждений становится, к счастью, все меньше.
По данным латвийского турсектора, после февраля 2022 года были отменены около 70% групповых бронирований. Однако отрасль не смирилась с потерями. Она осваивает новые рынки, как, например, страны Персидского залива, и становится более эффективной за счет сокращения расходов на рабочую силу. Корягинс с оптимизмом отмечает: "Правда в том, что мы приспособились".
Финляндия
До начала войны ежегодно границу с Восточной Финляндией, на автобусах и автомобилях, пересекали примерно 1,2 миллиона российских туристов. Некоторые из них останавливались в гостиницах, но большинство приезжали на один день и тратили деньги в местных супермаркетах в городе Лаппеенранта — в среднем 170 евро в сутки. Директор по туризму Мирка Рахман говорит:
"Люди, которые обслуживали трансграничный поток, больше не занимаются бизнесом. Было много автобусов, ежедневно привозивших посетителей, но все они были российскими, а не финскими компаниями. Они покупали одежду, стиральный порошок, шоколад, рыбу, в основном, продукты питания из супермаркета, так как финские бренды известны высоким качеством. Часть из них они брали домой для себя, а часть — для продажи".
Теперь поток посетителей через самую протяженную границу ЕС с Россией сократился до незначительного — он ограничивается лицами с двойным гражданством или с долгосрочным видом на жительство. Южная Карелия с начала войны потеряла около 100 000 российских туристов. Но теперь Лаппеенранта стал больше ориентироваться на финнов и искать клиентов в Германии, Италии и странах Бенилюкса — туристов, которые тратят гораздо больше в день, чем россияне. Рахман говорит:
"Тенденции изменились. Никто здесь не рассчитывает на возвращение россиян".
Испания
Никогда россияне не были большинством туристов в Испании, однако РФ уступала в количестве лишь англичанам, немцам и французам. В последние годы россияне были одной из самых быстрорастущих групп туристов, свидетельствуют данные Ассоциации отелей Салоу-Камбрильс-Ла-Пинеда. В 2019 году, например, в Испанию прибыли около 1,3 миллиона российских путешественников, т.е. 1,3% от общего числа туристов, по данным Национального института статистики.
Сейчас их отсутствие ощущается, так как некоторые регионы в большей степени зависят от российских туристов, чем другие, например, Коста-Дорада, где они составляют от 10% до 15% всех посетителей. Президент Ассоциации отелей Коста-Дорада в Каталонии Альберт Саве отмечает:
"В прошлом году последствия отсутствия российских туристов были очевидны, и в этом году они также заметны".
В 2019 году в отелях региона было забронировано 1 290 000 ночей, а сейчас этот показатель сошел на нет — если не считать "одного-двух россиян". Российских туристов отличал высокий уровень потребления роскоши, который поддерживал специализированные местные предприятия, говорит Саве:
"Когда они были здесь, россияне тратили, потому что приехали издалека. Они ездили на множество экскурсий и покупали местные продукты — из-за привлекательности вина, масла, колбасы, одежды. Их поведение отличалось от британцев, которые приезжают за солнцем".
Чехия
Чешские спа-курорты столкнулись с резким снижением количества богатых российских туристов. Карловы Вары, Марианске-Лазне и Франтишкови-Лазне увидели проблеск надежды, когда ЮНЕСКО включила их в список объектов Всемирного наследия в 2021 году. Однако радость была недолгой. После того, как российские танки пересекли украинскую границу, страна присоединилась к европейским санкциям. Доля российских клиентов, которые тратили здесь больше всех и оставались надолго, упала с 61 000 в 2019-м до всего нескольких тысяч в прошлом году. Директор CzechTourism Ян Хергет отмечает:
"Средний чешский турист тратит около 700 крон (€30) в день. Русскоязычные гости тратят более 3500 крон (150 евро)".
Но потеря туристов из России— лишь часть их проблем. Курортные города сталкиваются с нехваткой персонала, поскольку за последние два года уровень безработицы в Чехии составил 3,5%, а инфляция только сейчас начала снижаться с рекордно высокого уровня 18% в сентябре.
Фото