Сотни туристов европейских отделений туроператора GTI Travel International и тысячи пассажиров авиакомпании Sky Airlines застряли на курортах Турции, Болгарии и Испании. Служба «БАНКО» постаралась выяснить, как работают системы экстренной помощи туристам в Европе и насколько схож порядок их действий с тем, что прописано в
Правилах, недавно утвержденных правительством РФ. Судя по публикациям в зарубежных источниках, аналога «Турпомощи» в Германии нет. Неприятности застрахованы чеками TourVers, которые входят в турпакет. Как пояснил генеральный директор австрийской компании «Мелур» Сергей Хомяков, это одна из систем страхования банкротств туроператоров в Германии. Вопросами компенсаций пострадавшим клиентам GTI занимается страховая компания Hanse Merkur, которая создала антикризисный штаб и координирует необходимые действия. Например, для экстренного возврата туристов, находящихся за рубежом, уже 4 июня Hanse Merkur нанял авиаброкера. И уже он организует специальные чартерные рейсы, а также занимается поиском свободных мест у авиакомпаний и туроператоров. За два дня удалось вывезти более 200 путешественников. Кроме того, туроператор Bentour Swiss заявил, что предоставит места на трансфере и билеты на чартерные рейсы. Как сообщили представители туроператора, это сделано для того, чтобы минимизировать негативные имиджевые последствия краха GTI для рынка в целом. К решению проблемы подключился также DRV (Немецкий союз туриндустрии).
Туристам, которые должны были вылететь на отдых 4-5-6 июня, т. е. в трехдневный срок после того, как германский GTI сообщил о своей неплатежеспособности, деньги по чекам tourVers уже начали возвращать. И это несмотря на то, что судебного признания начала процедуры банкротства еще не было. Сразу компенсации выплачивают и тем, чьи туры удалось аннулировать без штрафов. А вот остальным туристам придется ждать дольше - из-за юридических особенностей страхования и вставать в общую очередь кредиторов. По данным немецких СМИ, таких клиентов у GTI было около 45.000 человек.
Больше всего не повезло тем, кто купил только билет Sky Airlines. Похоже, что возвращаться домой им придется самостоятельно. Претензии таких туристов обещают разбирать в индивидуальном порядке.
А теперь представим, что GTI не закрыл бы свой офис в России в 2009 году и объявил бы о неплатежеспобсности одновременно с головной компанией. Заниматься вывозом туристов в этом случае по закону стала бы ассоциация Турпомощь, в которую участники рынка уже заплатили обязательные отчисления на общую сумму порядка 180 млн. руб. Согласно утвержденным правительством правилам, объединение обязано в течение 24-х часов после обращения проверить достоверность сведений, установить обстоятельства наступления экстренного случая и принять решение об оказании помощи. Срок выглядит реальным, поскольку офис GTI находился в Москве, но если бы обанкротился туроператор, например, с Дальнего Востока, туристы которого отдыхали бы в Таиланде, времени могло бы и не хватить.
Дальнейший порядок действий Турпомощи и временные рамки детально не расписаны, указано только, что туристов нужно вывезти в Россию оптимальным маршрутом с наименьшими временными затратами, расселить, если ждать вывоза придется больше 12 часов и организовать питание «с учетом установленных в РФ физиологических норм питания человека». Пример с крахом «Черри тур» показывает, что скоординировать необходимые действия участников рынка силами Турпомощи тоже вполне реально.