Становление туристских информационных центров как координационных и маркетинговых «хабов» туризма в регионах России – одна из самых перспективных стратегий увеличения турпотока на территории.
К такому выводу пришли участники III Международного практического семинара «Организация туристской деятельности региона», который провели недавно в Великом Новгороде МБУ «Центр развития туризма «Красная Изба», Администрации Новгородской области и г. Великого Новгорода при поддержке Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии. Сессию семинара, посвященную ТИЦ, открыла директор СЗРО РСТ Татьяна Гаврилова. Она напомнила про классическую формулу «трех К» (концепция, координация, кооперация), которая описывает роль туристско-информационного центра в продвижении «своей» туристской дестинации и взаимодействии с ТИЦ соседних регионов. Территории должны не конкурировать за туристов, а грамотно определять целевые аудитории и выходить на новые рынки, чему и способствует деятельность центров. Самим же ТИЦ не стоит бояться выходить с «местечкового» на профессиональный уровень.
Для этого необходимо активно использовать качественный аутсорсинг и передовые информационные технологии, заметила эксперт. О том, как успешно воплотить такие пожелания в жизнь, рассказали организаторы семинара – руководство Центра развития туризма «Красная Изба». Так, директор Центра Марина Лебедева сравнила преимущества и недостатки двух организационно-правовых форм, в которых существовала и существует «Красная Изба» «В муниципальном автономном учреждении, по большому счету, в туризме легче – в МБУ просто утопаешь в постоянных котировках», - призналась она. В отличие от многих российских ТИЦ, существующих в виде муниципальных учреждений, руководству центра удалось грамотно прописать в соответствующих документах муниципальные услуги и муниципальные работ. В число услуг, к примеру, вошли консультирование гостей города и информационное облуживание сферы туризма. Марина Лебедева подробно поделилась с участниками семинара ценными юридическими и финансовыми нюансами, с которыми сталкивается ТИЦ в форме МБУ.
Важный фактор, способствующий эффективной работе «Красной Избы», - тесное взаимодействие Центра, предприятий туриндустрии, городских и областных властей. Так, некоторые проекты Центра могут софинансировать комитеты по туризму области и г. Великого Новгорода, что, конечно же, облегчает поиск ресурсов. По реализации многих инициатив МБУ бок о бок работает с региональной профессиональной ассоциацией – НП «Офис Туризма Великого Новгорода». Порядка 16.000 обращений в год получает «Красная Изба», причем 10% из них – звонки, 3% запросов приходит по электронной почте, рассказала начальник информационного отдела учреждения Ольга Коновалова. Основной поток – по-прежнему те туристы, которые приходят в ТИЦ лично. Кстати, 30% от всех обращающихся – жители Великого Новгорода. Ценность «Красной Избы» как источника наиболее полной и достоверной информации о туристском предложении Великого Новгорода основывается на систематической работе с городскими и областными предприятиями и учреждениями – от турфирм и профильных комитетов до клубов и театров. Если раньше Центру приходилось фактически рекламировать себя на встречах и совещаниях, то теперь входящий поток новостей так велик, что приходится внедрять специальные методики для их обработки.
Одна из новаций – внедрение в «Красной Избе» так называемой CRM-системы, специального программного обеспечения, позволяющего хранить и оперативно обновлять информацию обо всех партнерах и «контрагентах» ТИЦ, интересных для туристов событиях, проходящих в городе. Основной инструмент массовой коммуникации «Избы» с внешним миром – портал VisitNovgorod.ru, который сейчас функционирует на девяти языках. Удачным шагом стало размещение каждой языковой версии на отдельном национальном домене (на немецком – visitnovgorod.de, на шведском - visitnovgorod.se и т.д.) «Информацию на портале нужно обязательно актуализировать каждый день, - уверена Ольга Коновалова. – Тогда пользователь понимает, что все в порядке, учреждение функционирует. Более того, если Вы ввели какую-либо постоянную рубрику, например, по субботам, то нужно обязательно, «кровь из носу», её вовремя наполнять». В планах информационного отдела «Красной Избы» - позволить туристу создавать на портале свой личный кабинет, в котором можно, например, формировать маршруты и отмечать интересные мероприятия.
Ещё одна инициатива, которая должна воплотиться в будущем, - появление на VisitNovgorod.ru интерактивной карты Новгородской области с указанием в населенных пунктах средств размещения, достопримечательностей и других объектов туристской инфраструктуры. «Хорошо структурированная информация помогает задержать туриста на сайте», - продолжил тему начальник отдела развития МБУ Андрей Васильев. Он рассказал о возможных механизмах расширения спектра услуг ТИЦ. Один из главных принципов – «не делать в городе того, что уже сделано». Например, в случае с «Красной Избой» очень популярной оказалась идея продавать билеты на городские мероприятия и специальные экскурсионные программы (прогулки по Кремлю с посадником Сбыславом Якуновичем, «Театр времени» на Троицком археологическом раскопе). «Даже если вы рассчитываете на индивидуальных туристов, моделируйте для них конкретные программы, разбитые по времени. Психологически такой подход очень привлекателен», - отметил Андрей Васильев. Своими интересными идеями поделились в процессе дискуссии представители ТИЦ и туристских администраций регионов России.
Директор туристского информационного центра Углича Юлия Воронова рассказала о внедрении в этом древнем русском городе программы «Карта Гостя». Но «изюминка» угличского ТИЦ – школа экскурсоводов, которых набирают из старшеклассников с активной жизненной позицией и обучают экскурсионному мастерству и волонтерству в туризме. Директор центра также рассказала о новых методах продвижения территории – например, проведении совместно с порталом Photosight традиционного «Угличского фотопарада», когда гостями города становятся фотолюбители со всей России. «Главное – верно занять туристскую нишу», - уверена представитель Комитета экономического развития Администрации г. Ставрополя Линура Валитова.
Исходя из SWOT-анализа туристских возможностей города, она с коллегами пришла к выводу о перспективности Ставрополя как близкого к республикам Северного Кавказа, однако при этом безопасного направления, где можно без труда окунуться в «горскую экзотику» различных культур. С учетом существующих турпотоков перспективное для Ставрополя направление – туры выходного дня для тех, кто отдыхает в Кавказских Минеральных Водах. Финальная сессия семинара была посвящена «практическим аспектам организации массовых мероприятий в малых исторических городах». Гранды новгородского событийного туризма – директор ОАУ «Центр развития культуры «Решение» Ирина Ходжаева, директор МАУК «Новгородская дирекция по организации праздников» Сергей Федотов, завкафедрой изобразительного искусства и народного творчества центра «Визит» Галина Путятина – рассказали о том, как придумать креативную концепцию мероприятия и реализовать её, зачастую с минимальным бюджетом или вообще в его отсутствие.
«В событийном туризме очень важно привить организаторам понимание того, что фестиваль, праздник или шоу затеваются не ради самих себя, а чтобы увеличить турпоток на территорию», - подчеркнул Сергей Федотов. Из года в год Центр развития туризма «Красная Изба» подтверждает свое звание одного из самых ярких, высокопрофессиональных и креативных ТИЦ России. Свежий пример – I Международный гурмэ-фестиваль «Великий Новгород», который прошел параллельно с семинаром в трех городских ресторанах. «Красная Изба» - убедительный пример того, как туристский информационный центр действительно становится одним из ведущих участников сферы туризма на территории. Хочется, чтобы для ТИЦ и туристских администраций других регионов России этот пример стал заразительным.