«В ближайшей перспективе наиболее быстрорастущим сегментом мирового рынка морских круизов станет Азиатско-Тихоокеанский регион – в нем прирост объемов может превысить 100%», - об этом заявила на состоявшейся в Петербурге профильной конференции Хелен Ллойд, генеральный директор TMI Cоnsultancy. При этом она подчеркнула: все последние годы круизы опережают наземный туризм по темпам развития: за 10 лет (с 2003-го по 2013-й) круизная индустрия «выросла» на 77% (с 12 до 21,3 млн пассажиров), в то время как «земной» туризм показал рост только в +57%. В настоящее время «локомотивом» развития отрасли все еще выступает Северная Америка (на нее приходится 55% рынка), в то время как на Европу (включая Россию и СНГ) - 30%, а на остальной мир – только 15%.
Вместе с тем если Америка в динамике развития индустрии круизного туризма притормаживает, то Европа и Азия продолжают увеличивать объемы. По данным TMI Cоnsultancy, если Северная Америка за последние 10 лет увеличила этот показатель лишь на 44%, то Европа – на 172%.
«В настоящее время вновь происходит смена лидера, и место самого динамичного круизного рынка вместо Европы занимает Азиатско-Тихоокеанский регион, – констатирует Хелен Ллойд. – Именно здесь в ближайшем будущем намечается стремительный рост». Например, количество круизных пассажиров из Австралии в ближайшие 5 лет может возрасти на 107%, тогда как Европа в качестве их поставщика будет расти уже не так быстро (показатель снизится до 43%).
Вместе с тем Европа продолжает отбирать у Америки славу главного круизного региона мира. Так, по количеству ночей, проведенных пассажирами на круизных лайнерах (по сравнению с 2003 годом), в последние годы Северная Америка снизила свою долю в общемировом раскладе с 48 до 36%, а то время как Европа за десятилетие увеличила этот показатель на 172%. «Причем наибольший рост наблюдается на Севере, в регионе Балтийского моря, - отметила эксперт. – В Средиземном он вовсе не так очевиден».
Что касается ближайших перспектив, то уже в 2015-м европейские круизные компании столкнутся с новыми вызовами – необходимостью использовать более качественное (и, соответственно, более дорогое топливо) и самые современные системы очистки воды. Как считает ряд экспертов, только это может привести к удорожанию круизного турпродукта, что, в свою очередь, не будет способствовать росту продаж.
Вместе с тем эксперты со стороны турбизнеса не слишком категоричны. «Да, некоторое, не очень существенное падение уровня продаж (в том числе на 2015 год) есть, однако даже в нынешних условиях круизные компании подчас предлагают туры по ценам, которые не могут не привлекать клиентов, – отмечает региональный представитель "ВИА МАРИС" в Санкт-Петербурге и СЗРО Ирина Могирева. – Сейчас нередко бывает так, что сам, к примеру, недельный тур, оказывается дешевле стоимости перелета к месту старта круиза…».
Как отметили другие участники конференции в Петербурге, несмотря на имеющиеся проблемы, круизный рынок оказался гораздо устойчивее других направлений турбизнеса, и каких-либо серьезных оснований беспокоиться за его будущее пока нет.