К концу прошлого года в европейских магазинах китайские туристы стали тратить в среднем столько же, сколько российские: средний чек россиян немного вырос, а вот траты китайцев упали больше, чем на треть. Продолжаем подводить итоги развития китайского и мирового туризма в доэпидемическую эпоху. Кризис – кризисом, а рейтинги по расписанию. Познакомим читателей с последним за прошлый год рейтингом Planet Shopper Index, который оценивает активность иностранных туристов в европейских Tax Free. #СтатистикаРейтинги Траты туристов в Европе, 4 квартал 2019
ВАЖНЫЙ КВАРТАЛ
В конце прошлого года еще ничего не предвещало эпидемии или кризиса, это были последние месяцы, когда туристы во всем мире путешествовали и тратили как обычно.
Своеобразная точка отсчета, с которой в будущем придется сравнивать процессы восстановления.
ПАДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ТУРИСТОВ ИЗ КНР И ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Итак, в 4-м квартале прошлого года европейский рынок отметил резкое сокращение среднего чека туристов практически из всех азиатских стран, более всего из Индонезии, Вьетнама и Японии.
Средние траты китайских туристов сократились тоже весьма значительно – на 245 евро, что означает 34% падение по сравнению с 3-м кварталом 2019 года и на целых 40% сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Более того, в ТОП-10 стран мира в этой категории только у Китая наблюдается сокращение среднего чека, все другие страны показали рост.
Падение активности азиатских туристов эксперты связывают с нестабильностью региональных экономик, вызванными отказом в ноябре 2019 года ряда ведущих стран от дальнейшего участия в переговорах в рамках Всестороннего регионального экономического партнерства (RCEP), а также торговыми войнами между США и КНР.
В то же время экономическая ситуация в странах и регионах Азии, имеющих долгосрочные стабильные отношения с Соединенными Штатами, позволила туристам из этих стран, напротив, совершить больше покупок на бóльшие суммы. Гонконг, Южная Корея и Тайвань улучшили свои показатели в рейтинге.
РОСТ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ТУРИСТОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, США И РОССИИ
Также стабильный рост среднего чека и числа покупок демонстрируют туристы из практически всех стран Ближнего Востока. В конце прошлого года вместе с туристами из США и России, гости из арабских стран стали основным драйвером шопинга.
В рейтинге по числу совершенных покупок не произошло значительных изменений, граждане Китая остаются в безусловных лидерах. В ведущей тройке традиционно находятся также США и Россия.
ПОКУПКИ НИКОГДА УЖЕ НЕ БУДУТ ПРЕЖНИМИ?
Очевидно, что в текущем году мировая пандемия отразится не только на количестве туристских посещений, но и на их покупательской активности. Интересно будет понаблюдать после снятия ограничений, продолжатся ли тенденции, наметившиеся в последнем докризисном 4-м квартале 2019 года.
Напомним, что международный платежный оператор Planet проводит исследования и предоставляет услуги в области зарубежных и трансграничных покупок и платежей, прежде всего, по системе Tax Free. Начиная с середины 2018 года, компания начала публиковать индекс Planet Shopper Index, который составляется на основании показателей покупательской активности иностранных туристов из 25 стран, выбранных в качестве ключевых. Детали методологии не раскрываются, но заявлено, что кроме традиционных оценок размера среднего чека и числа покупок в системе Tax Free также учитываются также дополнительные факторы, влияющие на возможность поездок, актуальное потребительское поведение и принятие решения о покупках – такие, как курс национальной валюты к евро, ВВП страны и инфляция. На основании этих данных составители выводят итоговый рейтинг, а также анализируют глобальные и региональные тренды в области покупок, совершаемых в поездках.