Впервые с иконами из коллекции Виктора Вексельберга я познакомилась при открытии музея Фаберже. Они размещали в Готическом зале в витринах.
Было такое чувство, что это не экспозиция, а какой то склад — в каждой витрине их было так много, что с трудом прослеживались сюжеты. Но даже в таком виде, по рассказу Владимира Воронченко — председателя правления фонда «Связь времен», директора частного Музея Фаберже, им пришлось нанять новых уборщиц — витрины становились грязными после посещения зала особо ретивыми посетителями, которые не могли не приложиться к святым чёрным доскам, пусть и стоящим за стеклом.
4 октября в музее Фаберже открылась выставка «Красота святости и святость красоты. Русские иконы в драгоценны окладах из собраний семьи Карисаловых и Музея Фаберже» , которая не дает нам увидеть мастерство иконописцев — мы рассматриваем дело тех, кто изготавливал драгоценные оклады.
И, чаще всего, мы видим только фрагменты икон, которые, возможно даже не дописаны до конца — все скрывает искусство тех, кто украшал их. Все детали — складки одежды, жесты — все это уже дело рук чеканщиков и эмальеров.
Кстати, я не думала и не ожидала, что эмаль будет такой многочисленной в окладах. Проехав множество российских церквей, я видела такое в двух — трех, не более.
Возможно, здесь сыграло свою роль то, как расправлялись с окладами в первые годы существования советской России. Их, преимущественно изготовленных из серебра с драгоценными камнями, безжалостно отправляли на переплавку — молодому государству нужны были деньги. Как рассказала Ирина Бусева-Давыдова, куратор выставки, до сих пор в хранилищах музеев находятся оклады, безжалостно свернутые в рулоны. До них ещё руки не дошли. И сколько открытий нам сулят такие залежи!
Идея экспозиции родилась около года назад , когда стало понятно, что обменные выставки канули в лету, а своих сокровищ не перечесть. Так была придумана выставка двух собирателей — Виктора Вексельберга и Михаила Карисалова, известных меценатов, вернувших в Россию множество утраченных сокровищ.
Одним из самых интересных являются последние приобретения, связанные с именами русских императоров — это образы, служившие подношениями им и членам их семей по случаю особых событий.
На выставке много интересных деталей, о которых не задумываешься в обычной жизни. Например в чем разница между старообрядческими окладами. Они первоначально считались ересью, излишествами. Но концу 19 века уже появились довольно сложные изделия.
Отдельные витрины показывают разницу между петербургской и московскими школами. Лаконичные убранства северной столицы противостоят разукрашенным боярским.
Жемчужные оклады затмевают все. Иногда это только плащ, иногда целиком покрытие мелкими шариками российского речного богатства.
По этой выставке нужно ходить и ходить. И только тогда вы сможете ощутить, сколько у нас потеряно. Ведь для многих иконы были семейным достоянием, которому доверялись самые тайные секреты и пожелания. Есть ли у вас сейчас дома что то подобное? Вряд ли.
Татьяна Бушманова
Фото newreportage.ru/Татьяна Бушманова