Насыщенной и эмоциональной получилась 12-я Практическая конференция Сети «ТБГ. Туристические бренды», прошедшая в последний день выставки «Интурмаркет – 2012» в «Крокус Экспо». Поменялся даже формат мероприятия: в отличие от предыдущих форумов, акцент был смещен с подведения итогов прошедшего сезона у поставщиков и дилеров Сети на обсуждение проблем, которые сегодня волнуют всех участников рынка. Прежде всего, речь шла о предстоящих изменениях в законодательстве, в том числе, о СРО, внедряемых в крупный туроператорский бизнес. Распространенное негативное мнение о них отчасти опровергла Лариса Митринская, руководитель Национального научно-экспертного совета по вопросам регулирования и саморегулирования в отраслях экономики. По ее мнению, заочное отрицание СРО во многом вызвано элементарным незнанием механизмов этого института, наличием обширного «информационного пробела». Ей вторила директор фирмы «Ирма-Аудит» Мария Булатова, которая уверена, что, например, возможность нецелевого использования средств компенсационных фондов, созданных при СРО, исключена. Целевых же всего два: экстренная помощь туристам в случае банкротства ТО и покрытие обязательств одного из членов перед третьими лицами. Мария Булатова также провела анализ многочисленных поправок в закон и прокомментировала самые актуальные из них. Кроме того, в свете другой поправки, «ТА от имени и по поручению ТО», целесообразно было бы ввести добровольные СРО и в рознице, так как они явились бы дополнительным гарантом надежности агентств в лице туроператоров. Эту мысль поддержала гендиректор «Мегаполюс турс» Виктория Кизимова. И все-таки эксперты признают: их риски в случае принятия поправки возрастут. «Вариантов немного: использовать механизм депозитов для непроверенных партнеров и проявлять лояльность к тем ТА, с которыми давно и стабильно работаем», - заметил адвокат Илья Тугуев (подробнее - в онлайн журнале HotLine.travel). Резюме первой части конференции подвел председатель правовой комиссии РСТ Георгий Мохов: «Более неоднозначного законопроекта, который одновременно сочетал бы в себе столько аспектов, порой разнонаправленных, я еще не видел. Поэтому не удивлюсь, если думские чтения не состоятся и 10 апреля».
Вторая часть форума была посвящена вопросу, актуальнейшему для представителей розницы: критерии надежности туроператоров. Как сообщила руководитель Управляющей компании Сети «ТБГ. Туристические бренды» Татьяна Дмитрова, по их просьбе поставщики Сети подготовили релизы, в которых постарались аргументировано изложить принципы, позволяющие дилерам убедиться в их добросовестности. Разговор шел в доверительном ключе. Поставщики объясняли, в каких случаях они привлекают заемные средства, что само по себе говорит о степени открытости диалога. Так, гендиректор TEZ Tour Владимир Каганер сообщил, что банковский кредит направлен на развитие отельной сети, а также обновления авиапарка компании I Fly (ею приобретен дальнемагистральный A330, что позволит более гибко оперировать авиаперевозкой). О кредитной линии компании рассказал и президент «Южного Креста» Андрей Кузнецов, сообщив, что к лету с банком будет произведен полный расчет.
Надо сказать, туроператоры заявили о кардинальной смене приоритетов бизнеса. На первый план выходят не цели достичь объемов любой ценой, а управление собственными рисками. Нащупав грань, где можно заработать, а где нет, поставщики при необходимости отказываются от контрактов, которые накладывают на них жесткие обязательства - по перевозке, размещению. Своего рода манифест, «мартовские тезисы» сформулировал Сергей Ромашкин, гендиректор «Дельфина» на тему «Как управлять собственными рисками, чтобы выжить в условиях кризиса перепроизводства».
Формат новости не позволяет даже перечислить все проблемы, поднятые на Конференции Сети ТБГ. Говорили о негативных моментах раннего бронирования, о взаимоотношениях «Асент Трэвел» и Hotelplan, о рентабельности направлений. Полный отчет о форуме будет опубликован в апрельском номере журнала «Горячая линия. Туризм».