Популярная игра остается самым коммерчески успешным спортивным мероприятием в мире.
Два испанских гранда вернули себе лидирующее положение в рейтинге самых богатых футбольных клубов Европы. Но Англия, несмотря на Brexit и слабые выступления в еврокубках, по-прежнему царит в топе европейских команд по доходам — девять из 20 футбольных «денежных мешков» расположены на Британских островах. Российских клубов в первой двадцатке не обнаружилось. Таковы результаты очередного ежегодного исследования аудиторской компании Deloitte, посвященного финансово-экономической стороне европейского футбола. Подробности — в материале «Известий».
Самая популярная игра в Европе всё больше и больше превращается в масштабное коммерческое мероприятие. К нынешнему моменту футбол стал важной отраслью экономики, для некоторых городов, возможно, одной из ключевых. В 1998 году суммарная выручка 20 богатейших футбольных клубов Старого света составляла менее €2 млрд. Сейчас она достигла €8,3 млрд. Для сравнения, номинальный ВВП Евросоюза за это время увеличился менее чем в два раза.
Второй ключевой тренд еврофутбола последних лет — расслоение между богатейшими клубами и всеми остальными. Лидер текущего рейтинга, мадридский «Реал», за последние 15 лет увеличил свои доходы втрое. Клубы, идущие в третьей десятке, смогли нарастить выручку в лучшем случае в два с небольшим раза.
Наконец, всё меньшую роль играет доход с билетов, за счет которых футбольные команды некогда жили (скажем, до 1950-х годов зарабатывать было больше не на чем). К концу века другие источники доходов уже были широко распространены, но с билетов по-прежнему зарабатывали много: тот же «Реал» в 2000 году имел до 30% всей выручки именно за счет стадиона. В наше время топовый европейский футбол становится все более элитной игрой для верхней части среднего класса и спортивных туристов: билеты дорожают от года к году, что вызывает постоянное недовольство болельщиков. Но даже со всеми этими оговорками, скажем, лондонский «Арсенал», который имеет 100-процентную заполняемость стадиона и билеты по цене от £50, лишь на четверть пополняет свои доходы за счет зрителей. Для других клубов эта доля еще меньше.
Напротив, телевидение и коммерческие доходы (в основном рекламные) становятся всё более важными. Клубы превращаются в глобальные корпорации, где футбольная команда — лишь видимая часть айсберга. Тройке лидеров прошлого года коммерция принесла почти половину доходов. Некоторым клубам из второй десятки реклама и продажа футболок приносит в 10 раз меньше. Что касается телевизионного спонсорства, то оно, напротив, несколько уравнивает положение. В английской Премьер-лиге, например, даже аутсайдеры зарабатывают на ТВ-контракте всего в полтора раза меньше, чем топ-команды.
Мадридский «Реал» вернул себе положение самого богатого клуба в Европе. В прошлом сезоне его доход составил €750 млн, на €76 млн больше, чем за год до этого. Львиную долю прироста обеспечило именно увеличение коммерческой выручки (выросла на €55 млн). Третья подряд победа в Лиге Чемпионов, впрочем, позволила королевскому клубу сохранить высокие призовые от телевидения (€250 млн). Все эти цифры не учитывают дохода от продажи Криштиану Роналду за €100 млн. Сама по себе сумма не уникальна, но нужно учитывать, что она была получена за 33-летнего футболиста. Впрочем, выиграет ли «Реал» от этой сделки как в коммерческом, так и спортивном смысле, пока не ясно.
Доход «Реала» от продажи 33-летнего Криштиану Роналду составил €100 млн
«Барселона» решила не отставать от своего извечного конкурента и также продвинулась на одну строчку выше в таблице. Чемпион Испании увеличил выручку на €42 млн, немного не дотянув до отметки в €700 млн. И здесь основной прирост дала коммерция, тогда как выручка от билетов и телевидения подросла скромно.
Домашний стадион мадридского «Реала» «Сантьяго Бернабеу»
Тройку замкнул «Манчестер Юнайтед», который своим примером доказывает неочевидность связи между спортивными и финансовыми достижениями. Самый именитый (по числу побед во внутренних турнирах) английский клуб не побеждал в АПЛ уже пять лет, а в Лиге Чемпионов уже семь лет подряд не способен добраться хотя бы до полуфинала. Но всё это время он крепко держался в тройке богатейших клубов Европы — спасибо грандиозной популярности команды сэра Алекса Фергюсона в 1990–2000-е годы. Эти результаты вкупе с грамотным маркетингом смогли сформировать лояльную фан-базу, которая не готова отвернуться от клуба даже после многолетней серии неудач. Тем не менее, в прошлом сезоне «МЮ» сдал позиции, опустившись в списке Deloitte c первой позиции на третью (€666 млн). По сравнению с предыдущим сезоном доходы «красных дьяволов» упали на €10 млн.
Хотя английские клубы и потеряли лидерство в таблице, они по-прежнему превосходят всех остальных в первой двадцатке количественно. Девять островных команд расположились в первой двадцатке Deloitte и пять — в первой десятке. Причем если появление в списке «Ливерпуля», «Арсенала», «Челси», «Манчестер Сити» и «Тоттенхэма» выглядит абсолютно логичным, то «Ньюкасл» и «Вест Хэм», занимающие 19-е и 20-е место, вызывают некоторое удивление. Ни тот, ни другой в последние годы и мечтать не могли об участии в Лиги Чемпионов, не говоря уж о победе в АПЛ или каком-нибудь еврокубке.
Эти запредельные доходы английских середняков объясняются сверхвыгодным телеконтрактом Премьер-лиги, заключенным еще в 2015 году. Sky и BT заплатили англичанам свыше €6 млрд за четыре сезона футбола, и речь идет только о трансляциях в Великобритании. А упомянутая выше «уравниловка» в распределении телевизионных денег в Англии позволяет даже середнякам и аутсайдерам получать круглые суммы. «Ньюкасл» и «Вест Хэм» в итоге получают две трети от своих 200-миллионных доходов именно от трансляций.
Трибуны болельщиков футбольного клуба «Ньюкасл» во время одного из матчей английской Премьер-лиги
Будущее английского клубного футбола выглядит отнюдь не безоблачным. Новый контракт Sky и BT впервые за долгое время принес меньше денег, чем предыдущий. Надежды на рост зарубежных поступлений от трансляций также могут не оправдаться, если англичане и дальше будут невразумительно играть в еврокубках. Свою последнюю Лигу чемпионов англичане выиграли в 2012 году в лице «Челси», а в финал с тех пор попали только однажды — в прошлом сезоне («Ливерпуль»).
Напротив, итальянцы после провальных 2010-х, кажется, возвращаются в элиту. И речь не только о «Ювентусе», который последние годы провел на 9–11 местах в списке Deloitte и на безоговорочном первом — в таблице Серии А. Два миланских суперклуба — «Интер» и «Милан» — отметились крупными сделками на трансферном рынке благодаря своим китайским владельцам. В рейтинге Deloitte они заняли 14-е и 18-е места соответственно, хотя еще 10–15 лет назад находились стабильно в первой семерке. Тем не менее, пока до их полноценного возвращения в элиту далеко: нужно не только добиваться высоких спортивных результатов, но и наращивать коммерческие и телевизионные доходы. Денег у их владельцев достаточно, только просто так закачать их в команду они не могут — «финансовый фэйр-плей» УЕФА на страже.
Нападающий французского клуба «Пари Сен-Жермен» Неймар
С проблемами ФФП регулярно сталкиваются и клубы бывшего СССР. Общеизвестно, что в России, да и многих других странах Восточной Европы футбол высшего уровня не может быть самоокупаемым. Тем не менее, финансовые показатели на бумаге у многих команд вполне солидные. «Зенит» — лучший из всех: в 2017–2018 годах он заработал €168 млн, заняв 25-е место. Вопрос, какая часть из этой суммы получена в рамках правил «фэйр-плей», остается открытым. В любом случае, финансовый кризис, слабый рубль и обострение отношений с Западом не позволяют российским олигархам тратить на отечественный футбол слишком много даже без учета этих правил. Так что в двадцатке российских суперклубов нет и пока не предвидится.
«Зенит» в 2017–2018 годах заработал €168 млн, заняв 25-е место в списке Deloitte