Выездной турист частично «перетек» на внутренний рынок, а въездной турпоток в Петербург хотя и уменьшился за счет гостей из Европы и США, но был восполнен странами Юго-Восточной Азии.
Такова главная тенденция минувшего летнего туристического сезона.
«Если бы с аналогичным падением национальной валюты столкнулись западные страны, их выездной туризм вообще бы исчез. А у нас – жив, – заявил на недавнем съезде Российского союза туриндустрии (РСТ) генеральный директор компании «НТК Интурист» Виктор Тополкараев. – И главное сейчас – ему не мешать».
Против фактов не попрешь. А они в сфере выездного туризма страны малоутешительные: по данным Росстата, впервые за последние годы туристический поток за рубеж из России просел на 33,8% (до уровня 5,4 млн человек).
«Почему в этом сезоне путевки за рубеж продавались с трудом? – оценивает ситуацию генеральный директор оператора «Аврора-БГ» Любомир Христов. – Потому что в течение многих прошлых лет туристы были избалованы бросовыми ценами на них: даже в 2014 году, например, недельный тур можно было приобрести за 199 евро. Люди должны были привыкнуть к тому, что постоянных спецпредложений уже не будет».
По сведениям аэропорта «Пулково», Тунис в сезон 2015 года по части перевозок провалился на 71%. Греция – на 67%. Таиланд – на 55%. И даже Болгария, которая всегда считалась у нас бюджетным направлением и могла бы пользоваться спросом, в объемах перевозки потеряла 33%. По оценке Евгения Ильина, коммерческого директора компании «Воздушные ворота северной столицы», единственным международным направлением, которое показало рост по чартерам в этом году, стала безвизовая Черногория.
Причины тут понятны – валютные «качели», фактический запрет на выезд за рубеж для ряда категорий туристов, а также реакция людей на западные санкции. Как только валюта по отношению к рублю дешевеет, темпы покупки туров за рубеж растут. А если рубль отступает – процесс идет в обратную сторону.
Вместе с тем специалисты признают: больше всего пострадали визовая Европа и дальние экзотические страны. А вот долларовым направлениям (особенно предлагающим сервис «все включено») пока удается удерживать спрос. И в первую очередь это касается полюбившихся петербуржцам Турции и Египта. Так, по статистике одного их крупных операторов, если реализация туров по системе «все включено» в целом по этой компании достигает 76% от общего объема продаж, то в Турцию в сезон таких путевок продавали 99%, а в Египет – 89%. Общий тренд состоит и в том, что туры за рубеж приобретаются все более бюджетные. Правда, по данным ВЦИОМ, платить за удовольствие отдохнуть за границей теперь приходится куда больше, чем раньше: в среднем минувшим летом на поездку за рубеж турист тратил в Петербурге около 59 тыс. рублей.
В Петербурге среднее падение объемов выездного туризма оценивают в 20%. Объясняется это тем, что дальнемагистральных направлений, действующих и в летний сезон, у нас практически нет, да и Европа стала менее интересна. По оценке директора Северо-Западного регионального отделения РСТ Екатерины Шадской, меньше всего просели такие традиционно сильные массовые выездные направления, как Турция и Египет, в то время как Скандинавия и страны Балтии, всегда пользовавшиеся большим спросом в нашем городе, оказались в серьезном минусе.
Однако нет худа без добра. «В отличие от предыдущих лет в этом году практически не было демпинга и «горящих туров», – отмечает Шадская. И еще: в Петербурге значительно сократилось число работающих на выезд операторов: если в августе 2014-го их было около 400, то год спустя – всего 98.
Что касается внутреннего туризма, то тут цифры противоречивые: недавно обнародованные данные опроса ВЦИОМ настораживают. Во-первых, в сезон лета-2015 количество россиян, взявших отпуск, снизилось на 5% (до 59%). Во-вторых, сразу на четверть выросло количество тех, кто местом для отдыха выбрал дачу (50% от числа отпускников). А в-третьих, за пределы своего постоянного места жительства выехали всего 23% россиян. В качестве основной причины того, что многие потенциальные туристы в этом сезоне остались дома, эксперты называют отсутствие необходимых средств.
Вместе с тем они уверены: переориентация части туристов «внутрь» действительно имеет место. Например, заместитель руководителя комитета по развитию туризма Петербурга Римма Сачунова констатировала, что «с кем бы мы ни разговаривали – почти все отмечают рост числа принимаемых в городе туристов». Оценка увеличения объема внутреннего туризма в северной столице приблизительная – на уровне 20 – 30%. Однако на некоторых направлениях тенденция куда более ощутима. Скажем, объем перевозки на Симферополь показал прирост на 115%.
«Интерес к российским курортам есть, и он обусловлен целым рядом причин, – считает руководитель представительства «РоссТур» в Северо-Западном регионе Дмитрий Мазаников. – И это хорошо хотя бы потому, что у туриста появился больший выбор». В питерском представительстве компании «Алеан» подтвердили: спрос на отдых как в Петербурге, так и за его пределами (Крым, Краснодарский край и т. д.) вырос. По этой оценке – на уровень до 50%. «Если говорить о приеме в Петербурге, то явно заметно увеличение продолжительности отдыха, – отметили в компании. – Уровень отеля, к примеру, остается таким же, как и раньше, а вот «длина» пребывания в городе выросла до 7 – 8 дней». Примерно так же оценивают ситуацию и в компании «Невские сезоны»: «работы по приему как сборных, так и организованных групп в Петербурге в этом сезоне стало гораздо больше».
Выезд за рубеж из России с целью туризма в летнем сезоне-2015 упал на треть, в то время как внутренний туризм (в том числе в наш город) примерно столько же прибавил.
А въездной турпоток в Петербург хотя и просел за счет гостей из Европы и США, но потери были компенсированы странами Юго-Восточной Азии. Особенно прибавили в численности в северной столице туристы из Китая, которые активно пользуются возможностью приезда в рамках группового безвизового обмена. Причем сейчас китайцы все меньше хотят жить в самых дешевых отелях и все больше интересуются достопримечательностями и маршрутами, которые раньше популярностью у них не пользовались: в числе «китайских» приоритетов теперь не только «красные» маршруты, но и Дорога жизни, «Золотое кольцо» и некоторые другие.
Однако опытные специалисты сферы туризма остужают горячие головы, которые уверены в стабильности внутреннего турпотока. Они предупреждают: несмотря на курсовую разницу, «обиженные» нашим сервисом или организаторами туров клиенты рано или поздно могут снова предпочесть «берег турецкий» крымскому. Если, конечно, не предпринять дополнительных усилий для того, чтобы сделать отдых внутри России более интересным и выгодным, чем за рубежом.