11 июля 2019 г. Европейский суд вынес очередное важное решение, посвящённое трактовке законодательства Европейского Союза о защите прав авиапассажиров. Рассмотрев дело № C-502/18 «CS и другие против Czech Airlines», Европейский суд постановил: правовые гарантии авиапассажиров, предусмотренные законами Евросоюза, применимы в случае всех полётов с пересадкой (все сегменты которых входят в одно бронирование), вылетающих с территории ЕС в страну за пределами ЕС. Эти гарантии сохраняются, даже если речь идёт о задержке одного из стыковочных рейсов, который выполнялся не той же авиакомпанией, что осуществляла перелёт по первому сегменту.
Одиннадцать пассажиров вылетели рейсом авиакомпании Czech Airlines из Праги (Чехия) в Бангкок (Таиланд) с пересадкой в Абу-Даби (ОАЭ). Первый рейс, который выполнялся Czech Airlines, вылетел из Праги и прилетел в Абу-Даби вовремя. Второй рейс из Абу-Даби в Бангкок, который выполнялся по кодшеринговому соглашению неевропейской авиакомпанией Etihad Airways, прилетел в Таиланд с опозданием в 8 часов и 8 минут. Поскольку эта задержка превысила три часа, то, согласно законам Евросоюза о защите прав авиапассажиров, предусматривала выплату компенсации.
Рассмотрев это дело, Европейский суд постановил, что в случае с полётами с пересадкой, все сегменты которых входят в одно бронирование, отправляющихся с территории страны из ЕС на территорию страны за пределами ЕС с промежуточной остановкой в другой стране не из ЕС, перевозчик, выполнивший первый рейс, обязан выплатить компенсацию пассажирам, пострадавшим от продолжительной задержки последующего рейса, выполненного неевропейским перевозчиком.
«Мы уверены, что это решение существенным образом изменит ситуацию с правами авиапассажиров во всей Европе. Впервые в истории авиакомпания может быть признана обязанной выплатить компенсацию за ошибки другого перевозчика. Однако если посмотреть с точки зрения пассажира, это решение совершенно логично: вы требуете компенсацию от той авиакомпании, которая продала вам билет. Мы более чем уверены в том, что многие перевозчики негативно воспримут это решение, как это часто бывает, когда укрепляются права их же клиентов, — говорит Кристиан Нильсен, глава юридического отдела AirHelp. — В последние годы Европейский суд вынес ряд других решений, прояснивших и укрепивших права, которыми авиапассажиры обладают в тех случаях, когда что-то случается со стыковочным рейсом. Например, вынесенное в прошлом году решение по делу C-537/17 “Вегенер против Royal Air Maroc” суд гласит, что “право на компенсацию за продолжительную задержку рейса распространяется на полёты с пересадкой в третьи страны с промежуточными остановками за пределами Евросоюза”».
Упущенная стыковка: компенсация в размере до 600 евро
Если все сегменты перелёта с пересадкой были забронированы вместе под одним кодом бронирования, то авиакомпания, выполнявшая сорванный рейс, должна предложить пострадавшим пассажирам другой способ добраться до пункта назначения. Помимо этого, если из-за задержки предыдущего рейса пассажир упускает стыковку и прибывает в конечный пункт назначения с более чем трёхчасовой задержкой, авиакомпания также должна выплатить пассажиру компенсацию в размере от 250 до 600 евро. Пассажир также может претендовать на компенсацию в том случае, если стыковка была упущена из-за отказа в перевозке или из-за отмены первого рейса. Если стыковка была упущена из-за отмены первого рейса, общая задержка прибытия в конечный пункт назначения необязательно должна составлять три часа.
Фото delovoymir.biz