24 февраля в Русском музее открывается первая персональная выставка Льва Бакста.
Такого здесь раньше не было – несмотря на то, что ГРМ наряду с Третьяковской галереей считается основным обладателем работ художника. Накануне этого большого события в художественной жизни Петербурга «Фонтанка» собрала несколько фактов, позволяющих пристально всмотреться в творчество и жизнь гения знаменитых дягилевских «Русских сезонов».
1. Лейб-Хаим Розенберг родился в 1866 году в российской Гродне, в семье ортодоксальных иудеев. Несмотря на врожденную художественную одаренность мальчика, его отец был категорически против занятий искусством. Вполне возможно, что никакого художника Бакста мир так бы и не узнал, но роль вдохновителя сыграл дед по материнской линии, Бакстер, который, будучи известным парижским портным времен Второй Империи, держателем модного салона и мануфактурщиком, получил высочайшее предложение перебраться в Российскую Империю и стать поставщиком для армии. В Гродне семья не задержалась, а дед Бакста, чью укороченную фамилию возьмет будущий художник, так и вовсе связал переезд в Санкт-Петербург с переменой семейного положения. Он оставил свою супругу на прежнем месте, под предлогом, что та испугалась путешествия по железной дороге, и нашел в столице новую спутницу жизни. Бакстеру благоволил сам император Александр II, поэтому проблемы, связанные с запретом евреям проживать вне черты оседлости, до поры семейства не касались.
Фото: ru.wikipedia.org
2. Лев Бакст, ставший так называть себя с 1889 года, когда состоялась его первая выставка, спустя десятилетия «закольцевал» семейную историю. После успеха «Русских сезонов» он стал модным парижским художником по тканям и одевал первых французских красавиц и светских львиц.
Фото: upload.wikimedia.org
По преданию, поклонницей стиля Bakst была Мата Хари, которая стала клиенткой художника. Именно в это время, предшествующее Первой мировой войне, французское правительство награждает Бакста Орденом Почетного легиона.
3. В 1883 году Лев Бакст, будучи еще Лейбом Розенбергом, поступает вольнослушателем в Академию Художеств. К этому периоду относится его знакомство с Михаилом Врубелем и Михаилом Нестеровым, а также Валентином Серовым, который станет его ближайшим другом. Тогда же появляются первые книжные иллюстрации Бакста, которыми он зарабатывал на жизнь. Учеба художника в Академии заканчивается в 1887 году, когда он принимает участие в конкурсе, но не просто проваливает состязание за Серебряную медаль, а оказывается вовсе исключенным. Академическое жюри сочло его работу «Мадонна, оплакивающая Христа» недопустимой: образы Христа и Девы Марии были наделены явными семитскими чертами. Полотно оказалось перечеркнутым в прямом смысле слова, но благодаря заступничеству части педагогов Академии, официально художник был исключен по причине слабого зрения.
Фото: upload.wikimedia.org
4. Конец 19 века – период окончательного становления Бакста. В начале девяностых он приобретает славу модного акварелиста и портретиста, получает выгодные заказы императорского двора, что позволяет ему отправиться в европейское путешествие. В течение нескольких лет Бакст живет и получает профессиональное образование в Париже, в Академии Жюльен. Во время наездов в Россию художник знакомится с братьями Бенуа, которые вводят его в круг петербургских интеллектуалов – Сергея Дягилева, Дмитрия Философова, Константина Сомова.
Фото: upload.wikimedia.org
Чуть позже этот кружок перерастет в редакцию знаменитого журнала «Мир Искусства», на страницах которого расцветет талант Бакста – книжного графика.
Фото: upload.wikimedia.org
К этому периоду относится очень полезное знакомство Льва Бакста с великим князем Владимиром Александровичем, детям которого он преподает рисование. В результате художник окончательно забывает о том, что такое нехватка денег.
5. Первым десятилетием двадцатого века исчерпывается спокойный период в жизни художника. Бакст интенсивно работает в «Мире Искусства», а также в журналах «Адская почта», «Сатирикон», «Нива», «Аполлон», «Золотое руно». Кроме того, он приобретает известность, как прикладной художник стиля модерн, работая над предметами мебели и проектами ваз для Императорского фарфорового завода. Также Бакста привлекает работа оформителя проектов Мариинского и Эрмитажного театров, он создает много живописных работ. В 1903 году Бакст женится на Людмиле Гриценко, вдове известного художника-мариниста Николая Гриценко и дочери Павла Третьякова. Ради этого брака Бакст переходит из иудаизма в лютеранство.
Фото: upload.wikimedia.org
6. В 1909 году брак Бакста распадается. Несмотря на то, что супруги расстались друзьями и оставались таковыми до самой смерти, бракоразводный процесс получился скандальным – Бакст отрекается от христианства и возвращается к иудейской традиции. Власти официально выдворяют художника из столицы, вынуждая его вернуться за черту оседлости, Бакст предпочитает вернуться в Париж. В 1914 году следует прощение художника, сопровождаемое избранием его членом Академии Художеств, но оскорбленный Бакст больше никогда не вернется в Россию для постоянного проживания.
Фото: upload.wikimedia.org
7. Напряженная работа над оформлением «Русских сезонов», приобретшим впоследствии едва ли не большее художественное значение, чем балеты, которые продюсировал Дягилев, самым печальным образом сказалась на состоянии здоровья художника. В 1914 году у Бакста случается нервный срыв, спровоцировавший гипертонические кризы, которые особенно усиливались в жаркую погоду. Медики запретили Баксту работать и отправили в благоприятный швейцарский климат. В этой стране его и застало начало Первой мировой войны. Лев Бакст оказался отрезанным от Парижа и Сергея Дягилева с его «Сезонами», которые сошли на нет.
Фото: upload.wikimedia.org
8. Лев Бакст скончался в Париже в 1924 году от болезни легких, успев после войны вернуться к сотрудничеству с Дягилевым и поработав с труппой знаменитой Иды Рубинштейн. Наследие художника составляют не только его живописные, графические и театральные работы, но также обширная переписка, эссе, киносценарий и автобиографический роман «Жестокая первая любовь», рассказывающий о любви художника к актрисе Марсель Жоссе и жизни Санкт-Петербурга на рубеже веков. Литературные труды Бакста были изданы издательством «Искусство» в 2012 году и сразу стали библиографической редкостью.
Фото: upload.wikimedia.org
9. На открывающейся в Русском музее выставке среди прочего представлены три шедевра Бакста, на которые стоит обратить внимание в первую очередь – картины «Ужин» (1902), «Портрет С.П.Дягилева с няней» (1906) и «Древний ужас (Terror antiquus)» (1907).
Фото: upload.wikimedia.org
«Ужин» является, пожалуй, одним из знаковых произведений, ставшим ярким образцом стиля модерн в русском искусстве. Бакст приметил девушку с апельсинами, сидящую за столиком парижского кафе, и спешно набросал эскиз тут же, на салфетке. Незнакомкой оказалась супругой Александра Бенуа Анной Кинд – мир всегда был тесен.
Фото: upload.wikimedia.org
Лев Бакст создал ритмичную композицию, которая, по сути, является импрессионистским аналогом «Девочки с персиками». По иронии судьбы именно Валентин Серов сопровождал Бакста во время той парижской прогулки, когда они встретили в кафе Анну Кинд.
10. Забавно, но имя Серова отчасти связано и со вторым шедевром, представленном на выставке – картиной «Древний ужас».
Фото: upload.wikimedia.org
Решение о создании полотна на тему гибели цивилизации на фоне кажущейся незыблемой статуи Афродиты окончательно сформировалось у Бакста во время путешествия по Греции, которое художник предпринял со своим лучшим другом и коллегой по цеху Серовым. Эта картина стала как плодом переосмысления художником недавних событий Первой русской революции, так и одним из первых образцов неоклассицизма в русской живописи.