В календаре Павловска 24 января — особый день. 81 год назад — 24 января 1944 года — Павловск был освобожден от фашистской оккупации, которая длилась 861 день, с 17 сентября 1941 года.
В этот день мы хотим рассказать о портрете императора Петра III из коллекции музея-заповедника «Павловск», в судьбе которого, как в зеркале, отразилась история музейных предметов, которые не удалось эвакуировать из Павловска. Во время оккупации они были перемещены на вражескую территорию либо украдены; на их возвращение в родные стены ушло почти 70 лет. Многие вещи еще до сих пор не найдены.
Сейчас специалисты музея-заповедника завершают реставрацию многострадального портрета Петра III. Как рассказала Анна Никифорова, начальник научно-фондового отдела, в плачевном состоянии картина была обнаружена в 1946 году на территории Германии. О ее немецких перемещениях свидетельствуют сохранившиеся надписи на тыльной стороне полотна: два штампа Zeughaus Berlin соответствуют маркировке военного музея Берлина, который во время II Мировой войны располагался в Цейгхаузе на Унтер-дер-Линден. Еще одна пометка также на немецком языке подтверждает, что картина проходила через руки графа фон Сольмса-Лаубаха, который в группе армий «Север» отвечал за выявление и перевозку культурных ценностей с территории Ленинградской области в фашистскую Германию.
По возвращении в Советский Союз в 1946 году портрет передали в спецхран Государственного исторического музея в Москве. Во избежание дальнейших разрушений реставраторы ГИМа заклеили лицевую сторону картины несколькими слоями микалентной бумаги, и Петр III буквально потерял лицо. Более 60 лет в Павловске ничего не знали о его местонахождении. Лишь в 2007 году хранитель фонда живописи Нина Стадничук и главный хранитель Павловского дворца Алексей Гузанов смогли идентифицировать портрет: в верхнем углу на кромке тыльной стороны холста сохранился номер от инвентаризации 1933–1934 годов, а внизу — от инвентаризации 1938 года. При этом в инвентарной книге нет пометки «сличено», — так отмечались эвакуированные предметы после их возвращения в музей. То есть, картина оставалась в оккупированном Павловске, после войны в родных стенах ее не обнаружили, и предмет считался пропавшим. В родной Павловск она вернулась лишь в 2019 году.
Сведения о портрете Петра III содержатся во всех описях исторического собрания Павловска, начиная с самой первой — 1828 года. Изначально картина находилась в «почивальне Ея Высочества Александры Павловны» в деревянном Александровском дворце в Павловске, а после его разборки из-за ветхого состояния в середине XIX века портрет переместили в Большой Павловский дворец.
Автор портрета неизвестен. В 1925 году исследователь В. П. Зубов в «Критическом каталоге картин Павловского дворца-музея» определил его принадлежность к школе Рокотова, полагая, что это копия с оригинала, который находится в Русском музее (правда, авторство Рокотова современные исследования не подтверждают). Скорее всего, павловская копия могла быть заказана императором Павлом I — сыном Петра III — для украшения собственного дворца при его восшествии на престол.
Портрет вернулся в Павловск в аварийном состоянии: во многих местах грунт и красочный слой вздулись и отошли от холста. В нескольких местах холст был порван и частично утрачен, в том числе, на изображении лица императора. Силуэт Петра III был едва виден, так как вся живописная поверхность была закрыта микалентной бумагой, сквозь которую проступил клей. По словам художника-реставратора Полины Цветаевой, на состояние картины могла повлиять и прежняя, еще дореволюционная реставрация. О ней мы знаем также из записи на тыльной стороне портрета: реставратор Императорского Эрмитажа Н. Сидоров перевел живописный слой с авторского холста на новое полотно.
Для всех было очевидно, что вернувшийся в Павловск портрет нуждался в многолетней поэтапной научной реставрации. Его возрождение идет под контролем реставрационного совета музея-заповедника «Павловск» с участием специалистов Лаборатории научной реставрации Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, а также специалистов кафедры реставрации Академии художеств им. И. Репина.
В соответствии с утвержденной методикой уже проведен комплекс работ по консервации красочного слоя и грунта, уложены вздутия, сейчас реставраторы приводят в порядок тыльную сторону картины, в том числе, выполняются вставки в местах утрат. Холст будет дублирован на тонкую полиэфирную ткань. Наши современники впервые смогут увидеть портрет Петра III, вернувшегося в Павловск из плена, забвения и разрушений, — на выставке «Опаленные войной» в мае 2025 года.
Фото Pavlovskmuseum.ru