По прогнозам McKinsey&Company, в 2020 году международные турпотоки сократятся на 60-80%, а расходы туристов вряд ли вернутся к докризисному объему раньше 2024 года, что ставит под угрозу до 120 млн. рабочих мест.
В 2019 году туризм составлял 10% мирового ВВП с объемом почти 9 трлн. долларов. Однако цепочка создания добавленной стоимости в туризме всегда была фрагментированной, с ограниченной координацией между малыми и средними предприятиями (МСП), которые составляют значительную часть сектора. Роль государственного регулирования в отрасли была ограничена лишь частичным надзором и лайт-управлением.
Возобновление туризма в контексте фрагментарной экосистемы МСП, госпредприятий и растущего влияния учреждений здравоохранения требует от правительств координации на невиданном ранее уровне.
Эксперты McKinsey предлагают 4 способа переосмысления роли государства в секторе туризма в связи с пандемией COVID-19:
1. Оптимизация государственно-частного взаимодействия через координационные центры туризма.
До COVID-19 большинство министерств и ведомств по туризму в мире были сосредоточены на маркетинге и продвижении дестинаций, исследованиях. Сегодня все они имеют дело с множеством новых правил, стимулирующих программ и протоколов в условиях неопределенности. Во многих странах туризм одновременно входит в сферу компетенции разных ведомств, взаимодействуя с госучреждениями и частным сектором в отдельных точках.
По мнению McKinsey, концентрация в координационных центрах туризма государственных и частных игроков отрасли, объединенных в проектные команды, помогла бы координации как между правительственными ведомствами (транспорт, туризм, здравоохранение), так и между правительством и турбизнесом (синхронизация финансовой помощи, осуществление протоколов и др). Так, анализ стимулирующих пакетов в 24 странах, где было выделено 100 млрд. долларов непосредственно на туристский сектор, и около 300 млрд. долларов на межотраслевые сектора экономики, связанные с туризмом, показал, что две трети участников турбизнеса либо не знают о мерах господдержки отрасли, либо считают их недостаточными.
2. Эксперименты с новыми механизмами финансирования
Согласно проведенному анализу, большая часть из выделенных100 млрд. долларов были структурированы как гранты, облегчение долгового бремени и субсидии МСП и авиакомпаниям. Однако прогнозы показывают, что потребуется от 4 до 7 лет, чтобы туристский спрос вернулся к уровню 2019 года, а это означает, что избыточные мощности станут новой нормой в среднесрочной перспективе.
Длительный период низкого спроса означает, что способ финансирования туризма должен измениться. Вышеупомянутые виды господдержки являются дорогостоящими, и правительствам будет трудно поддерживать их в течение многих лет. К тому же недавнее исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по МСП в туристическом секторе показало, что более половины из них не выживут в ближайшие несколько месяцев.
McKinsey предлагает для восстановления отрасли новые формы финансирования, в числе которых:
3. Обеспечение прозрачной, согласованной коммуникации по протоколам безопасности путешествий.
Безопасность туристов и работников отрасли является главным фактором в восстановлении туристского спроса. Разработанные базовые принципы безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и Всемирного Совета по путешествиям и туризму (WTTC) зачастую не согласуются с местными нормативными актами, что приводит к высокому уровню тревоги у путешественников. Так, проведенные опросы туристов в Китае и США показали, что уровень фактической уверенности в безопасности намного ниже ожидаемого месяц назад.
Цифровые решения могут стать эффективным инструментом для обеспечения согласованности протоколов безопасности между государством и частным сектором по примеру введенной в Китае системы QR-кодов здоровья.
4. Цифровая и аналитическая трансформация в туристическом секторе
В новых условиях сектор туризма должен подвергнуться аналитической трансформации, гибко меняя маркетинговые стратегии. Роль государства может состоять в обеспечении игроков отрасли данными через инновационные модели по примеру Сингапура, который создал банк данных и аналитики через Singapore Tourism Analytics Network и предоставляет отраслевым игрокам статистику прибытия туристов, данные о доходах и расходах туристов, результаты опросов клиентов.
COVID-19 ускоряет и переход на цифровые технологии в туризме.
Роль государства в преодолении цифрового отставания в этом секторе по примеру Австралии может состоять в посредничестве между поставщиками и дистрибьюторами турпродукта. Так, платформа Tourism Exchange Australia (TXA), созданная австралийским правительством, является примером расширения возможностей для всех национальных игроков рынка и выравнивания условий игры для МСП в туризме.
Фото: Мир без границ