Станут ли рейтинговые объекты показа камнем преткновения на пути увеличения въездного туристического потока? Или ведущие российские музеи готовы к новым рекордам посещаемости? Один из самых обсуждаемых вопросов как внутри самого музейного сообщества, так и для работающих с ним российских туроператоров – место и роль объекта показа в эпоху глобального туризма.
11 марта 2019 года на площадке VII Российско-Китайского туристического форума в Москве эксперты музейного сообщества и туриндустрии выскажут свой взгляд на пути решения проблемы. Тема «Сверхвостребованные объекты на туристском маршруте» станет одной из обсуждаемой экспертами туротрасли.
Минэкономразвития РФ формулирует перед туристической отраслью амбициозные задачи по фактическому удвоению объема экспорта услуг по «въезду», в особенности на приоритетном китайском направлении. Однако с ростом турпотока возможностей показать историческое наследие каждому желающему становится все меньше.
По данным Министерства культуры РФ, в 2018 году музеи России приняли около 130 млн. посетителей, за последние 7 лет посещаемость музеев выросла более чем на 50%. Основной поток туристов, в числе которых немало иностранных гостей, по-прежнему стремится посетить топовые музеи, обслуживающие от 1 до 5 млн посетителей в год. По этой причине, Государственный Эрмитаж, Музеи Московского Кремля, Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина и другие - испытывают значительную нагрузку в высокий сезон и решают важную задачу: как разгрузить экспозиции и перераспределить потоки.
«Электронная очередь и возможность покупки билета на сайте Государственной Третьяковской галереи во многом помогают распределить поток по времени посещения более равномерно. Вероятно, мог бы помочь и перенос часов работы на более позднее время. Возможно в рамках диалога между музеями поиск решения этого вопроса будет более эффективным," – сообщили в Государственной Третьяковской галерее.
В 2018 году Третьяковская галерея приняла более 2 млн посетителей. Несмотря на то, что многие временные выставки проходят не в главном здании, а в галерее на Крымском Валу, поток посетителей в пиковые даты бывает очень высоким.
Как сообщила заместитель директора Государственного Исторического музея (ГИМ) Екатерина Клюкова, руководство музея понимает важность системной работы с туристическим потоком – показа шедевров экспозиции и архитектурных памятников максимально возможному количеству посетителей, при этом сохранения их в рамках пределов антропогенной нагрузки.
«Проблема сверхтуризма для Покровского собора (Храма Василия Блаженного – часть комплекса ГИМ) сейчас как никогда актуальна. В пик туристического сезона возникает необходимость регулирования посетительского потока, а также организации работы с туроператорами и гидами для перераспределения нагрузки. Основная экспозиция музея (Главное здание на Красной площади) также очень востребована в туристический сезон. При этом за счет больших экспозиционных площадей и интенсивной работы с туристическими группами она сохраняет возможность увеличить свой посетительский потенциал», - отметила Екатерина Клюкова.
По информации ГИМ, в 2018 году музейный комплекс посетило 264 тысячи иностранных туристов. Пиковыми по посещаемости иностранными стали: июнь – 63 тыс. чел., июль – 57 тыс. чел., август – 42 тыс. чел., сентябрь – 31 тыс. чел».
В другом популярном музейном объекте - ГМИИ им. А.С. Пушкина также ведется активная работа по координации турпотоков в высокий сезон и пиковые даты.
«Для регулирования посещаемости используются разные механизмы: онлайн продажа билетов, чаще практикуется продажа билетов по сеансам, используются ограничения по количеству нахождения экскурсионных групп в залах единовременно, организован внеочередной проход для экскурсионных групп, вводится изменение режима работы музея», - отмечает начальник отдела по работе с посетителями ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Жучкова.
При этом музеи понимают важность сохранения ценовой политики и не планируют повышение стоимости билетов на экспозиции.
«Повышение стоимости входных билетов могло бы снижать антропогенную нагрузку без потери прибыли для музея, но мы принципиально не используем такой механизм в связи с социальной ролью музея. Разработка различных механизмов регулирования посещаемости - главный вопрос, обсуждаемый на различных уровнях музейным сообществом. ГМИИ им. Пушкина, к примеру, находится в постоянном диалоге с коллегами из Третьяковской галереи», - сообщила Марина Жучкова.
По данным ГМИИ им. А.С. Пушкина, самыми посещаемыми месяцами в 2018 году были: октябрь, апрель, январь, но пик туристической посещаемости пришелся на август и сентябрь. При этом за год ГМИИ посетили 1,3 млн человек из них около 15% приходится на туристов.
Самым посещаемым музеем в прошедшем году по данным Министерства культуры РФ стал Эрмитаж – за 2018 год его посетили более 4 млн гостей. Музеи Московского Кремля, Государственная Третьяковская галерея, ГИМ и ГМИИ им. Пушкина вошли в десятку самых популярных объектов показа.
Как справится с проблемой доступности топовых музеев в высокий сезон – расскажут эксперты VII Российско-Китайского туристического форума.
VII РКТФ проходит при поддержке Совета Федерации ФС РФ и Федерального агентства по туризму, Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития.
Генеральным партнером Российско-Китайского туристического форума выступает компания UnionPay.
Регистрация участников VII РКТФ и подробная информация на сайте: http://www.russiachinaforum.com.