В Синей спальне Эрмитажа открылась выставка
Немного странно, что в Синей, но это, пожалуй, самое удобное место для локальных выставок — не на ходу у всех, небольшая, комната, где удобно разместить небольшие шкафы , которые потеряют в дворцовых залах. Это апартаменты Марии Александровны, жены императора Александра II, которая любила уединенную жизнь вдали от шумного двора. Немного странно видеть здесь выставку о зелени камней. Но уже через пару минут синевы не видишь. Только ярко зелёные изумруды затмевают все.
Несколько витрин — — и в каждой своя, эпоха. Самые старые — из экспозиции Древнего мира. Они явно не изумруды, но зелёные — в время было принято так считать. Чудные фигурки императриц размеров 3-5 см, но вырезанные из камня с таким изящество, что видны даже зааитки волос.
В соседней витрине — остатки былой роскоши — обложка церковной книги, с которой сняты драгоценные камни. Остались только изумруды — немного стрснно, но чего не бывало в 30-е годы прошлого века
Изумительно красоты изделия Востока — в основном подарки бухарского эмира. Ножны с потрясающим воображение количеством камней — их более 700. Золото и изумруды — великолепное зрелище.
Очень интересным экспонатом, значимым для России, является панагия, принадлежавшая внучке Ивана Грозного, Феодосье Федоровне, дочке Фёдора Иоанновича и Ирины Годуновой. Она последняя надежда, последняя наследница царского рода московской линии Рюриковичей (представителей династии Ивана Калиты на российском престоле). Считалось, что изумруд способствует защите от сглаза. Увы, не помог он царевне. Она умерла двух лет от роду.
И ещё пара образцов икон с изумрудами. Изумруд — женский камень. Матерям и беременным женщинам кристалл дарит здоровье и делает отношения между детьми и родителями более гармоничными
В петербургских коллекциях первые изумруды были колумбийского происхождения. Среди необычных изделий гарнитур парадной упряжи выезда императрицы Анны Иоанновны (кат. 105). В середине ХУШ в. диапазон предметов с изумрудами расширился: это перстиц, табакерки. браслеты и часы например, приобретенные у Г. Поля в Лондоне (кат. 108)
И вот настал 18 век — век роскоши — броши, часы, поясные букеты. Эта втрина, пожалуй, затмевает остальные. Брошь в виде кораблика — хит выставки, любимое изделие эрмитажного хранителя этой красоты. И, если металл применялся, когда нужно было скрыть дефекты, то здесь изумруд просто огромен и у него нечего скрывать. Он великолепен.
В витрине букет каменных цветов — чудное чудо. Но я подошла к ней с обратной стороны и увидела чудо: все камни были в оправах и только изумруд был прозрачен и чист в своём естестве.
1831 г. на Урале были обнаружены собственные изумрудные копи. добыча изумрудов стала монополией Кабинета Его Императорского Величества. Уральские камни уступали колумбийским, но их доступность способствовала расцвету изумрудной моды.
Это уже 19 век. Очень красиво и хорошо сохранилось.
Я думаю, что посетить эту выставку стоит ещё и потому, что здесь представлены изделия, которые в обычной жизни находятся или в особой кладовой, или в запасниках. Здесь же к своему юбилею, 260 летию, Эрмитаж широко открыл двери своих сокровищниц.
Да, кстати, название выставки — это обращение в Бродскому
«безмерно обожая изумруд,
ухмылки изумрудные гостей —
достигнувшими возраста страстей»
Здесь я не согласна с поэтом. Изумруд всем к лицу, в любом возрасте
Фото newreportage.ru / Татьяна Бушманова