Мировая авиационная индустрия демонстрирует очевидные признаки восстановления. В минувшую среду Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) представила доклад, в котором сообщила, что ситуация в мировой авиационной индустрии продолжает улучшаться. Одним из главных факторов, сыгравших на это улучшение, IATA называет рост цен на билеты премиум-класса. Их стоимость за первые семь месяцев 2010 года увеличилась на 8% по сравнению с первой половиной 2009 года. По мнению авторов доклада, «этот сектор является ключевым» в условиях продолжающегося роста пассажиропотока. В конце августа представители ассоциации сообщили, что за первые семь месяцев 2010 года рынок продемонстрировал рост в 8,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Авиакомпании из Северной Америки, по которым финансовый кризис ударил сильнее всего, показали рост пассажиропотока 6,3%. У компаний Азиатско-Тихоокеанского региона этот показатель составил 10,6%, у ближневосточных – 19,4%. Европейским перевозчикам пришлось бороться не только с собственно кризисом, но и с последствиями извержения вулкана Эйяфьятлайокудль весной этого года. Напомним, после извержения авиационные власти ЕС запретили полеты над Европой из-за облаков вулканической пыли. За шесть дней было отменено 95 тыс. рейсов, а перевозчики потеряли $1,7 млрд. В результате европейские авиакомпании показали динамику роста всего 3,6%. Рост пассажиропотока благоприятно отразился на финансовых показателях авиакомпаний. Чистая прибыль 47 ведущих авиакомпаний мира во втором квартале 2010 года достигла $3,9 млрд. против убытков $881 млн. годом ранее. Самыми прибыльными были компании Северной Америки. Во втором квартале они заработали $1,74 млрд. По данным журнала Air Transport World, на который ссылается «Коммерсант», общая прибыль девяти ведущих компаний США во втором квартале 2010 года составила $1,45 млрд. Наибольшую прибыль получила Delta Air Lines – $467 млн. против $257 млн. убытков годом ранее. Еще одну положительную тенденцию отметила Американская ассоциация воздушного транспорта. В июле рост пассажиропотока авиакомпаний США продолжился седьмой месяц подряд, увеличившись на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Азиатско-тихоокеанские перевозчики во втором квартале также продемонстрировали существенную позитивную динамику по прибыли – она достигла $1,16 млрд. против убытков в $322 млн. в 2009 году. Так, крупнейшая в мире по капитализации Air China Ltd увеличила прибыль на 60%, до $679 млн. Европейские авиакомпании во втором квартале смогли получить лишь $1,02 млрд. прибыли. Кроме извержения вулкана росту прибыли европейских перевозчиков в первой половине 2010 года препятствовали забастовки. Lufthansa потеряла $59,7 млн. из-за забастовки пилотов в феврале. Майская забастовка в British Airways увеличила убытки авиакомпании во втором квартале до $112,4 млн. Наибольший вклад в общую прибыль европейских авиакомпаний во втором квартале внесла Air France KLM, выставившая на IPO свою долю в системе бронирования Amadeus IT Holding SA. Листинг принес перевозчикам единовременный доход в размере $1,3 млрд. В целом IATA прогнозирует, что по сравнению с прошлым годом, когда мировой рынок авиаперевозок понес убытки в размере $9,9 млрд., в этом году прибыль может составить $2,5 млрд. Многие эксперты считают, что дальнейший рост прибыли будет происходить за счет расширения направлений и увеличения стоимости перевозок. В условиях неустойчивой экономической ситуации в Европе и США многие авиаперевозчики стремятся развивать направления на быстрорастущих рынках Азии. В середине сентября стало известно о том, что British Airways (BA) и испанская Iberia, недавно завершившие свое слияние, планируют приобрести несколько перевозчиков в Азии. Об этом сообщил глава BA Уилли Уолш. Список из 12 авиакомпаний в Индии, Китае и Бразилии, которые BA/Iberia намерены купить в ближайшее время, уже составлен. IATA предполагает, что новые азиатские направления принесут прибыль в основном благодаря продажам в премиум-классе, которые на сегодняшний день приносят 27% прибыли, получаемой от продажи билетов. Ряд компаний Азиатско-Тихоокеанского региона уже решили воспользоваться высоким спросом и повысили цены на все категории билетов. Ведущий австралийский перевозчик Qantas с 28 июля увеличил их стоимость на 3%. Международные рейсы Korean Air подорожали на 10%. По данным системы онлайн-бронирования Orbitz.com, во втором квартале 2010 года американские авиапассажиры заплатили за билет на внутренние и международные рейсы на 20-30% дороже, чем во втором квартале прошлого года. Как показывает практика, сейчас даже при раннем бронировании авиабилета его стоимость у многих авиакомпаний будет выше, чем в прошлом году. Последствия подорожания билетов могут отразиться на настроениях пассажиров в недалеком будущем. Однако по результатам недавних опросов организации Consumer Travel Alliance, защищающей права пассажиров, на данный момент путешественников «приводит в ярость» даже не рост цен, а различные дополнительные или скрытые платы, которые вводят авиакомпании. Так, многие перевозчики взимают плату за регистрацию багажа, приоритетную посадку, питание на борту, предоставление подушки или одеяла, дополнительное место для ног и даже начали брать доплату за билет без даты вылета и номера рейса – «на подсадку». Дополнительные выплаты увеличивают стоимость билета в среднем на $100. Большинство участников опроса единодушно заявили, что «наибольшее раздражение» вызывает оплата за ручную кладь. Глава Consumer Travel Alliance заявил, что «скрытые комиссии являются основным нарушением прав пассажиров, которые обязаны знать, во сколько точно им обойдется билет». 99% опрошенных пассажиров отметили, что перевозчики обязаны раскрывать сведения о дополнительных услугах и их стоимости. Эксперты отмечают, что наряду с подорожанием билетов восстановлению авиаиндустрии может также угрожать наметившееся в последнее время ослабление темпов восстановления глобальной экономики. «Безработица и ослабленное состояние экономики отражаются на рынке туризма и отдыха, грузовых перевозках», – считает гендиректор IATA Джованни Бизиньяни. В России падение авиаперевозок в кризис было более резким, чем на мировом рынке. По итогам самого тяжелого для авиакомпаний первого полугодия 2009 года рынок упал более чем на 20%. Но и восстановление объемов идет существенно быстрее: в первом полугодии 2010 года рост составил 30,9%, и в результате авиакомпаниям удалось даже превысить докризисные показатели. С одной стороны, авиакомпании в кризис сумели повысить эффективность, оперативно снизив провозные емкости, отмечали аналитики – процент загрузки пассажирских кресел за год вырос на 5 процентных пунктов, до 75,9%. Но одного этого для сохранения пассажиров в кризис и быстрого роста на выходе из него было недостаточно. Крупнейшие авиакомпании в 2009 году резко снизили тарифы, и почти все работали в убыток. В результате финансовое положение авиаперевозчиков, и так подкошенное высокими ценами на керосин в 2007-2008 годах, к нынешнему моменту стало угрожающим. В середине августа Росавиация, которой в начале кризиса были делегированы полномочия по финансовому контролю рынка, опубликовала итоги впервые проведенного мониторинга финансового положения авиаперевозчиков. По его итогам выяснилось, что в «нестабильном финансовом положении» находится 42% всех российских авиакомпаний и семь перевозчиков из Топ-20. При этом у компаний первой пятерки ведомство проблем не выявило. Это дало аналитикам повод с уверенностью говорить о том, что небольшим игрокам грозит уход с рынка или поглощение со стороны более крупных конкурентов. Впрочем, этот процесс уже начался – авиакомпании, находившиеся под управлением «Ростехнологий», сейчас переходят к «Аэрофлоту», а Sky Express, испытывавший серьезные финансовые проблемы, сливается с «Авиалиниями Кубани», входящими в холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски.