Решение правительства РФ отсрочить на полтора года ужесточение правил перевозки детских групп на автобусах разделило игроков туристического рынка на два лагеря, показал проведенный ТАСС опрос представителей туриндустрии.
В четверг кабмин утвердил уточнения в ПДД в части организованной перевозки групп детей. Помимо нововведений, изменение коснулось срока внедрения требования к возрасту автобуса - в соответствии с принятой нормой компании имеют право использовать автомобиль, с года выпуска которого прошло не более 10 лет. Предусматривалось, что эта норма вступит в силу с 1 июля 2015 года, однако в соответствии с новым постановлением срок был перенесен на 1 января 2017 года.
РСТ: требование о возрасте автобуса невозможно выполнить
По мнению гендиректора туроператора "Анкор" Ольги Санаевой, требования логичнее выдвигать не к возрасту, а к техническому состоянию транспорта, и распространять их на любые виды перевозок, а не только на детские.
"Инициаторы поправки мотивировали это тем, что данный пункт нужен для того, чтобы автобусный парк обновлялся и все-таки происходила закупка нового транспорта. Но устанавливать такие нормы только для детской перевозки несколько нелогично. Мы стоим на том, что для безопасности любой перевозки - детей или взрослых - должна быть обеспечена техническая безопасность автобуса", - заявила она ТАСС.
Санаева отметила, что возраст автобуса не всегда является определяющим фактором. Кроме того, по словам руководителя "Анкора", в мировой практике нет отдельных требований к транспорту для детских перевозок по техническому состоянию автомобиля.
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина в беседе с корр. ТАСС высказала еще более жесткую точку зрения, основой которой является утверждение о невозможности реализации этого пункта постановления правительства в принципе.
"Требование, изложенное в пункте 3 "Правил организованной перевозки группы детей автобусами" и предписывающее использовать для детских групп автобусы не старше 10 лет, невозможно выполнить. Год назад усилиями РСТ удалось добиться его отсрочки. Оно вступило в силу 1 июля 2015 года, но Минкультуры РФ снова добилось отсрочки, за что ему больше спасибо", - сообщила она.
Впрочем, по словам Тюриной, очередная отсрочка является спасением только на один сезон. При этом, по прогнозу представителя РСТ, за год ситуация на рынке не изменится и заменить сколь-нибудь значительное количество автобусов из тех 70% автопарка, которые попадают под ограничения, не удастся.
"Перевозки сильно не подорожают"
"В нашей компании все автобусы новые, 2013-2015 год выпуска, так что для нас я проблемы в этом не вижу. Самому клиенту, который заказывает ту или иную перевозку, в любом случае приятнее ехать на новом комфортабельном автобусе. Это вопрос клиентоориентированности", - сообщила ТАСС директор туроператора "Ост-Вест" Зоя Бондарь. По ее мнению, стоимость перевозки при использовании новых автобусов, "абсолютно адекватна и не зашкаливает".
Бондарь отметила, что рынок приспособится к нововведению, а потребитель за счет небольшого удорожания услуг выиграет в качестве.
Представители туроператора "Пирамида-Тур" считают, что роста цен на автобусные перевозки не последует, но вот некоторых сложностей ожидать все же стоит. "Перевозки сильно не подорожают. Главная проблема - мелким предпринимателям негде взять деньги на покупку автобусов. В результате они будут возить взрослые группы, а детей возить не смогут", - сообщили ТАСС в компании.
По мнению представителя туроператора, требования скорее всего являются попыткой приблизить наши нормы к европейским стандартам. "Одиннадцать лет автобусу или девять - разницы особой нет. Например, в Европе есть экологический стандарт "Евро-4", а по этому стандарту транспорт должен быть не очень старым - уж точно не 10 лет", - заявил он.
Региональные сложности и мелкий бизнес
В случае введения поправки об ограничения возраста автобусов больше других пострадают региональные перевозчики, считает Бондарь. "Это требование создает проблемы прежде всего для регионов, у которых очень плохо с автобусным парком", - отметила она.
С мнением коллеги по цеху согласилась и Санаева, по данным которой ряд регионов располагает только двумя-тремя автобусами для всех видов перевозок, подходящими под новые стандарты.
"Страна вошла в кризисное состояние, и вряд ли кто-то сейчас будет заниматься массовой закупкой новых автобусов. Тем более через 10 лет эксплуатации автобусы немецкого и французского производства вполне хороши и безопасны", - подчеркнула гендиректор "Анкора".
Проблемы могут возникнуть и у небольших компаний. В "Пирамиде-Тур" полагают, что в настоящее время автобусами 2012-2013 годов выпуска могут похвастаться не более 10% участников рынка.
В компании считают, что наиболее пострадавшими окажутся располагающие всего двумя-тремя автобусами индивидуальные предприниматели, которых на рынке немало. Им может просто не хватить средств на обновление парка.