Более 200 турагентств из России, Белоруссии, Украины и Латвии приехали на конференцию по морским круизам, которую провел в Москве туроператор «Бриз Лайн» в рамках ежегодно интенсивного курса обучения круизным продажам. В свете последних событий – краха туроператора «Ланта-тур вояж» и кораблекрушения лайнера Costa Concordia – собравшимся было полезно выслушать мнение профессионалов о нынешних реалиях рынка. Перед партнерами выступили генеральный директор компании «Бриз Лайн» Максим Радионовский, директор по продажам и маркетингу «Бриз Лайн» Людмила Федорова, независимый эксперт по круизам, 10 лет возглавлявший департамент круизов английской компании TUI-Thomson Дэвид Селби, региональный менеджер по Европе круизных компаний Princess Cruises и Cunard Line Натали Папутсоглу, представители российских отраслевых объединений. Максим Радионовский рассказал о ситуации на круизном рынке России, а также дал практические советы, как правильно выбрать партнера в дальнейшей работе. Г-жа Федорова сообщила о тенденциях в колебании спроса в сезоне весна-лето-осень 2012.
Дэвид Селби говорил о проблемах безопасности в круизах. По его словам, недавняя трагедия с лайнером Costa Concordia отрицательно повлияла на активность бронирования круизов по всему миру. Между тем, этот вид отдыха по-прежнему остается самым безопасным. За последние шесть лет (2005-2011 гг.) в круизах побывали 117 млн. человек, а погиб по вине круизной индустрии 21 человек. Разумеется, каждый случай – это трагедия. Но, если обратиться к статистике, вероятность смертельных случаев ничтожно мала – показатель составляет 0,18% на 1 млн. пассажиров. Для сравнения, в авиации это 0,3% на 1 млн. пассажиров.
«Важно, что каждое судно имеет детальный план эвакуации. Экипаж лайнеров проходит обучение, как на море, так и на суше. Шлюпки, которыми все суда оборудованы на случай эвакуации, должны отойти от лайнера в течение 30 минут. Их постоянно проверяют. Причем каждое судно должно иметь на шлюпках на 25% больше посадочных мест, чем людей на борту», – пояснил г-н Селби.
Как отметил эксперт, теперь, после крушения Concordia, установлено правило, что все пассажиры должны проходить учебную тревогу в течение 24 часов после посадки на борт. Причем такие круизные компании, как Princess Cruises и Cunard Line, проводят учения тогда, когда судно еще стоит в порту. Кроме того, все пассажиры, поднимающиеся на борт, проверяются службой безопасности лайнера. Туристы получают «паспорт» – электронный ключ от каюты с фотографией туриста. Что касается круизов в водах, где промышляют пираты (главным образом это Западная Африка), то все современные лайнеры оборудованы специальными водяными пушками, позволяющими отбить атаки нападающих судов.
Конечно, ситуация на круизном рынке – тема №1 для специалистов отрасли во всем мире, подчеркнул Дэвид Селби. Например, на последней отраслевой выставке Cruise Shipping Miami, прошедшей в марте 2012 года во Флориде, США, в связи с последними событиями активно обсуждались два вопроса: может быть, корабли стали слишком большими и правильно ли, что за безопасность таких больших судов отвечает только один человек – капитан? Относительно величины лайнеров участники дискуссии сошлись во мнении, что их размеры адекватны: суда очень маневренны, а чем они больше, тем устойчивее на волнах. А вот что касается ответственности капитанов, то однозначного ответа по этому вопросу найдено не было. С одной стороны, кто-то должен быть ответственным за лайнер. С другой стороны, это действительно огромный механизм, который трудно контролировать. Было решено, что Итальянская морская организация в ближайшее время подготовит на эту тему аналитический доклад.
О лучших круизных продуктах компаний Princess Cruises и Cunard Line рассказала турагентам Натали Папутсоглу. Бесспорно, новые цены на путешествия по Средиземному морю (от $999 за круиз на 13 дней) компании Princess Cruises явились лучшей новостью для участников конференции. Также г-жа Папутсоглу отметила возрастающий интерес россиян к региону Аляска. Особой популярностью пользуются круизы, совмещающие плавание и отдых в этом американском штате.
На данный момент флот Princess Cruises насчитывает 16 кораблей, которые посещают около 300 портов по всему миру и могут принять на борт до 3 тыс. пассажиров каждый. Весной 2013 с верфи в Италии должен сойти новейший лайнер Royal Princess, который будет выполнять круизы по Средиземному морю – самому востребованному направлению у российских туристов. Судно получит несколько инновационных решений, среди них прозрачный туннель SeaWalk на самой верхней палубе, откуда открываются потрясающие виды на море, кроме того, появятся два бассейна, оформленных в стиле тропического острова. Вечером они будут превращаться в открытую дискотеку с шоу фонтанов и света.
В работе конференции приняли участие представители Российского союза туриндустрии и Ассоциации туроператоров России. Пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина рассказала о ситуации на рынке выездного туризма, о демпинге и «кризисе доверия» туроператорам, об обсуждаемых поправках в отраслевой закон, о страховании в туризме, ответила на вопросы турагентов.
17 и 18 мая в Санкт-Петербурге «Бриз Лайн» организует для агентств круизную конференцию, в рамках которой можно будет осмотреть лайнеры Queen Victoria и Emerald Princess. В дальнейшем планируется провести конференцию во Владивостоке.