В музее-заповеднике «Павловск» в преддверии 80-летия Победы отреставрировали старинный беломраморный пьедестал, пострадавший во время Великой Отечественной войны.

Преображение пьедестала итальянской работы последней четверти XVIII века из осколков в основание для беломраморной вазы стало возможно благодаря благотворительной помощи Банка «ВТБ».

Как отметил главный хранитель Павловского дворца Алексей Гузанов, мы очень благодарны меценатам, ведь с их помощью нам удается восполнять утраты исторической коллекции и воссоздавать подлинные интерьеры.
 
Вес пьедестала — 675 кг, на свое место — в Белую столовую (при Марии Федоровне с 1816 года здесь находилась Новая гостиная вдовствующей императрицы) — его бережно возвращали с помощью крана-погрузчика. Сверху постамента снова разместили беломраморную вазу, которую также из фрагментов восстановили пару лет назад.
 
Именно тяжесть пьедестала и вазы (ее вес более 120 кг) не позволила эвакуировать эти ценные предметы вглубь страны. Они оставались в оккупации, в 1944 году после освобождения Павловска были обнаружены разбитыми. Все найденные фрагменты, бережно сохраненные в фондах, реставраторы искусно соединили воедино, восполнив утраченные детали. Как утверждает старший научный сотрудник Павловска Ольга Баженова, на 90 процентов это подлинные вещи. В ходе реставрации мастера уточнили важные подробности: как выяснилось, ваза и пьедестал — конструктивно связаны друг с другом, их изначально создавали для совместного экспонирования. Внутри постамента предусмотрено отверстие, которое точно соответствует ножке вазы.
 
Прообраз этого пьедестала — база античного канделябра, оформленная масками баранов и оригинальными барельефами с изображениями путти с листьями аканта. В начале XVI века недалеко от церкви Святой Агнессы вне городских стен Рима были обнаружены фрагменты нескольких таких канделябров. Их реставрировали и разместили в этой церкви. Во второй половине XVIII века на древности снова обратили внимание и решили отреставрировать. Но на родное место вернули лишь один канделябр — второй поступил в собрание семьи Боргезе, а еще четыре, ставшие широко известными, попали в Ватикан, где создавался новый музей Пио-Клементино. В одной из его галерей экспонировались предметы античности. Благодаря размещенным там канделябрам пространство стали называть Галерея Канделябров.
 
Реставрация античных канделябров и их появление в Ватикане привлекли внимание общественности, с предметов стали снимать слепки. Именно тогда — в последней четверти XVIII века — на основе слепка с оригинала был создан пьедестал, который позднее — во время правления Павла I — вошел в убранство Павловского дворца.
 
Отметим, что изначально базы античных канделябров были декорированы с трех сторон. Итальянский скульптор-копиист оформил и четвертую, скомпилировав мотивы с остальных поверхностей в новую композицию. Такой прием был широко распространен в то время.
 
Музей-заповедник «Павловск» искренне благодарит Банк «ВТБ» за благотворительную поддержку реставрации музейных предметов из нашей исторической коллекции!

 

Фото Pavlovskmuseum.ru
 

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Апрель 12, 2025 - 16:23

Петербург славится загородными дворцами. С началом летнего сезона Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село и Павловск становятся точками притяжения для туристов. "Деловой Петербург" рассказывает, сколько стоит посетить бывшие резиденции императоров в 2025 году.

 

Апрель 8, 2025 - 11:37

По программе КГИОП начинается разработка проекта ремонта и реставрации фасадов и крыши кирхи Святого Михаила на Васильевском острове – объекта культурного наследия регионального значения. 

 

Апрель 8, 2025 - 03:40

В Михайловском замке открылась долгожданная выставка «Василий Семенович Садовников. Акварели пушкинской поры». 

 

Апрель 8, 2025 - 00:02
10 и 11 апреля 2025 года в Главном штабе Государственного Эрмитажа пройдет XXIII Круглый стол «Музей и проблемы культурного туризма».