Заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики РФ специально для онлайн-журнала HotLine.travel: о едином стабилизационном фонде и ставках фингарантий. О последствиях административного переподчинения отрасли, которое может состояться при формировании нового правительства РФ. Редакция: Надежда Александровна, главной темой законотворческого процесса остается создание Федерального стабилизационного фонда. В какой форме это предполагается реализовать?
Надежда Назина: Под контролем правительства Российской Федерации сформируется некоммерческое, негосударственное объединение, которому операторы выездного туризма обязаны будут отчислять 0,1% от годового оборота. Это средства на оказание экстренной помощи российским туристам за рубежом в случае финансовой несостоятельности их отправляющего туроператора. Сделанные выплаты в дальнейшем будет компенсировать фонду страховая компания или банк, выдавший туроператору финансовую гарантию.
Редакция: Почему фонд будет негосударственным? Есть мнение, что Минспорттуризма просто отмежевалось от этой структуры, с которой явно будет слишком много хлопот.
Надежда Назина: Сейчас государство держит курс на предоставление бизнесу большей свободы, отказ от чрезмерного вмешательства и административных барьеров. Кроме того, предполагается, что со временем фонд перерастет в саморегулируемую организацию с соответствующими функциями – формирование стандартов бизнеса и контроль за их исполнением, дисциплинарные меры в отношение ТО, создание третейского суда и т. д. Но это в будущем. Сейчас нам важно, чтобы заработал стабилизационный фонд для экстренной помощи туристам за рубежом. Это должно произойти в 2013 г. Скорее всего, в апреле, когда туроператоры заявят свои обороты за 2012-й.
Редакция: Фонд будет создаваться с нуля или на базе какого-то из существующих профессиональных альянсов – АТОР, РСТ? К функциям СРО они, кстати, готовы.
Надежда Назина: Я не исключаю участия той или иной общественной организации, если она проявит инициативу и будет утверждена правительством.
Редакция: теперь о других аспектах законодательной реформы. Какая ставка фингарантий наиболее вероятна для средних и крупных туроператоров с годовым оборотом свыше 100 млн. руб.? 12% или 15%? Участники законотворческого процесса говорят, что Минспорттуризма настаивает как минимум на 15.
Надежда Назина: Сейчас речь идет о 12%. С нашей точки зрения, этого будет достаточно.
Редакция: Для крупных туроператоров суммы получатся огромные. Риски страховых компаний возрастут. Соответственно – они могут резко повысить стоимость фингарантий.
Надежда Назина: Большинство на рынке составляют небольшие и средние операторы, и для них суммы финансового обеспечения уменьшатся. В частности, компания с оборотом в 200 млн. руб. должна будет застраховать профессиональную ответственность на 24 млн. вместо 60 млн. Для крупных туроператоров, действительно, ставки возрастут, и это позволит эффективно защитить клиентов на случай финансовой несостоятельности таких компаний. Тарифы страховщиков, естественно повысятся. Сейчас они неоправданно низкие – 0,5% и даже 0,1% от суммы финобеспечения. Если они повысятся процентов до трех – это нормально. Мы обсуждали этот вопрос с президентом Всероссийского союза страховщиков Андреем Кигимом и сошлись во мнениях.
Если страховая компания занижает тариф на фингарантии, это серьезный повод усомниться в ее устойчивости. Туроператоры должны понимать, что им надо не просто прикрыться фиговым листочком, а подтвердить собственную надежность. Думаю, следует вменить в обязанность производителю туруслуг информировать потребителя о том, какой страховщик выступает гарантом его профессиональной ответственности. Если имя гаранта никому ни о чем не говорит и не значится в специализированных рейтингах – это должно насторожить клиента.
Редакция: Страховое сообщество лоббирует внесение в проект пункта о том, что если туроператорская компания не выполнила обязательств перед туристами в результате умышленных действий руководства, то страховщик, выплатив клиентам компенсации, вправе регрессным иском требовать возмещения убытков с виновных лиц. Вы поддерживаете эту идею?
Надежда Назина: Такая практика есть в системе автострахования, в некоторых других сферах. Но будет ли она работать в туризме? Маловероятно.
Редакция: Каковы наиболее вероятные сроки реформы? Есть мнение, что законопроект вряд ли будет принят в эту парламентскую сессию, поскольку нынешний вариант документа кардинально отличается от того, который был принят в первом чтении, и выносить его на второе чтение – незаконно.
Надежда Назина: Это как смотреть. Мы проводили сравнительный анализ и убедились, что концепция законопроекта фактически остается прежней. Полагаю, он будет рассмотрен и принят в эту парламентскую сессию.
Редакция: Теперь о возможных административных переменах в отрасли. Надежда Александровна, в марте президент РФ в одном из выступлений обмолвился, что для регулирования туристического бизнеса может быть создана некая «федеральная структура, которая отвечала бы за снятие барьеров федерального уровня и формирование общего информационного пространства, реализацию соответствующих экономических программ». В профессиональной среде обсуждается версия, что эта структура возникнет на базе госкомпании «Курорты Северного Кавказа».
Надежда Назина: Комментировать эти предположения не буду, они ни на чем не основаны. Официальной информации об административных переменах в отрасли пока нет. И в любом случае, что изменится, если сейчас произойдет реорганизация? Какой в этом смысл? Я в своей практике прошла несколько реорганизаций и могу сказать, что они редко приводят к тому, чтобы что-то где-то улучшить, но из-за многочисленных переназначений и формальностей часто тормозятся позитивные процессы в бизнесе. Уходит время. А нам сейчас нельзя тормозить. Надо развивать кластеры, внедрять федеральные целевые программы, поддерживать въездной и внутренний туризм, содействовать созданию и развитию туристических объектов в регионах. Много позитивного уже сделано, надо двигаться вперед.