Власти постоянно говорят о том, что для многих территорий, а особенно для небольших провинциальных городов, туризм может стать одной из основных статей дохода. Но пока зарабатывать на туризме не удается никому, даже состоявшимся в туризме малым городам. Мешает действующая в стране налоговая система. Отсутствие инфраструктуры, дороговизна транспорта и туруслуг, безусловно, отрицательно сказываются на состоянии внутреннего туризма. Но есть еще один фактор, о котором почему-то забывают. Людям недостаточно пляжей и достопримечательностей, им еще хочется новых впечатлений, и чтобы "было красиво". Если бы российские города привести в порядок, сделать из них "картинку", туристов здесь было бы гораздо больше. Но такой возможности у муниципальных образований нет. Причина банальна – отсутствие денег. Муниципальные образования не только не могут зарабатывать на туризме, они не могут зарабатывать на свои нужды вообще. Эта тема прозвучала и на встрече мэра Углича Элеонора Шереметьева с делегацией Ассоциации туроператоров России (АТОР). Углич – успешный город, администрации удалось привлечь крупных инвесторов, здесь работают несколько промышленных предприятий. Город собирает 1,5 млрд руб. налогов, но ему остается всего 21%, остальные средства уходят в федеральный и областной бюджеты. Понятно, что в этой ситуации не спасает внутренний туризм и 131-й закон в новой редакции, по которому муниципальные образования могут выделять средства на развитие туризма. Или вот, например, Суздаль. Только Владимиро-Суздальский музей-заповедник ежегодно посещает более 1 млн туристов. Но музей-заповедник находится в федеральном подчинении, и, соответственно, все налоги поступают в федеральный бюджет, город от этих миллионов не получает ни рубля. Появились в Суздале за последние два-три года и очень хорошие гостиницы. Но все они построены московскими инвесторами, поэтому зарегистрированы они не в Суздале, а, значит, и налоги поступают не в суздальский бюджет. В результате, город, который посещает полтора миллиона туристов, на туризме ничего не зарабатывает. Как рассказала "Интерфакс-Туризму" мэр Суздаля Ольга Гусева, бюджет города – полностью дотационный и составляет 130 млн руб., а этого едва хватает на выполнение социальных программ. Если Суздаль стал туристским центром еще в советское время, то Мышки настоящий selfmade в туризме. Туризм здесь "появился" практически на "пустом месте" два десятка лет назад вместе с первым "народным" музеем – Музеем мыши. Местная власть сделала ставку на туризм, и постепенно один за другим здесь были созданы частные музеи, а с недавних пор построены и хорошие гостиницы. Сейчас в городе пять гостиниц, два гостевых дома и турбаза и полтора десятка музеев. С самого начала в городе было создано муниципальное предприятие "Мышкинский центр туризма": чтобы туризм "работал" на города, а не на предпринимателей. И сейчас основную часть организованных туристов принимает центр туризма. "У нас не бюджет вкладывает средства в туризм, а туризм "кормит" бюджет», - с горечью заметил глава Мышкинского муниципального района Анатолий Курицын. Годовой оборот центра туризма составил в прошлом году 30 млн руб. 25% прибыли МУП отдает в казну города, а 75% направляет на собственное развитие, а, значит, и на развитие туризма в Мышкине". На свои средства, например, центр туризма восстанавливает ветхие, но ценные исторические здания. 1,5 млн руб. предприятие вложило в восстановление полуразрушенного здания дома мельника и мельницы, создав новые музейные экспозиции. За 2 млн руб. выкупило валено-катальный цех, что позволило сохранить и развивать это уникальное производство и включить его в экскурсионную программу. "Центру туризма" был передан новый туристический комплекс "Мышкины палаты", на оборудование которого и создание туристских программ МУП затратил около 6 млн руб. Но вопреки распространенному представлению о Мышкине, как об исключительно туристическом городе, основной доход в городскую казну приносят газ и нефть: градообразующими предприятиями здесь являются газокомпрессорная станция и нефтеперекачивающая станция. Но даже газ и нефть не позволяют городу чувствовать себя независимо в финансовом отношении. Российское налоговое законодательство таково, что муниципальным образованиям остаются "крохи": налог с физических лиц, налог на имущество и землю. Поэтому Мышкин "зарабатывает" всего 54 млн руб., правда, тратит 400 млн. По словам А.Курицына, приходится прикладывать немало усилий, чтобы Мышкин был включен в областные целевые программы: модернизацию водо- и энергоснабжения, переселение из ветхого жилья, развитие спорта (9 июля в день города будет открыт стадион стоимостью 23 млн, причем 22 млн поступили из областного бюджета) и проч. Конечно, опосредованно, реализация социальных программ способствует развитию туризма: город благоустраивается, удается привлечь и крупных инвесторов. С недавних пор в Мышкине есть гостиница высокого уровня "Саммит", строится теннисный корт и уже есть соглашение с "Газпромом" о строительстве ФОК стоимостью 200 млн руб. На собственные бюджетные деньги в Мышкине построен мемориал в честь Победы в Великой Отечественной войне: очень скромный по российским меркам, но невероятно человечный. Денег, понятно, он в казну не приносит, но зато уже известен далеко за пределами района и области и стал главной достопримечательностью города. Но проблема в том, что целевые деньги нельзя использовать не по назначению. А, значит, городу не на что провести капитальный ремонт зданий, представляющих историческую ценность, привести в порядок фасады частных домов, отремонтировать дороги и на многое другое, что делает город таким, что туда хочется приехать. Получается замкнутый круг. Для того, чтобы быть привлекательным для туристов, город должен быть красивым и благоустроенным. Для развития туризма важны дороги, стабильная работа всех коммуникаций, качественная вода и многое другое. В Суздале, к слову, коммуникации изношены на 72%, но денег в муниципальных бюджетах на ремонт и реконструкцию нет. "Неблагоустроенный город не может быть туристическим, - уверена Э.Шереметьева. – Вы ведь прежде, чем пригласить гостей, убираетесь в доме? А если такой возможности нет, значит, говорите, что гостей принять не можете". Конечно, хорошо уже то, что население, занятое в турбизнесе и обслуживании туристов, получает прибыль. В Суздале, например, таких за пять лет стало наполовину больше _ 2750 человек. На 12% больше в сфере туризма стало субъектов малого и среднего бизнеса, а число индивидуальных предпринимателей, оказывающих туруслуги, выросло на 22%. Но всего это недостаточно для развития туризма.