Судоходные компании, организующие прогулки по Москве-реке, и столичные операторы по речным круизам открывают летнюю навигацию в пятницу 20 апреля. За сезон первые перевезут около двух миллионов пассажиров, а вторые – более 170 тысяч. В пятницу Комитет по туризму и гостиничному хозяйству Москвы собрал за круглым столом представителей столичных компаний, организующих различные виды отдыха на воде. Глава комитета Сергей Шпилько заметил, что одна из задач его ведомства – позиционировать Москву, в том числе, как столицу речных круизов. Он подчеркнул, что московский круизный рынок динамично развивается и предлагает достойный по потребительским качествам продукт. «Насколько это привлекательное путешествие можно понять, только когда вы сами увидите город с борта комфортабельного речного теплохода, особенно вечером, когда он подсвечен», – подчеркнул он.
Протяженность акватории Москвы-реки составляет 80 км. По ней ходят 165 судов, из которых около 40 – прогулочные, 20 – прогулочные и банкетные, около 100 – только банкетные. Суда выполняют 11 регулярных маршрутов в направлении с севера на юг. Как сообщил г-н Шпилько, ежегодно судоходные компании перевозят по Москве-реке около двух миллионов пассажиров. Примерно половина приходится на суда «Столичной судоходной компании» (ССК). Ее генеральный директор Дмитрий Балыков отметил, что цена билета на прогулочный теплоход сохранится на прошлогоднем уровне – 400 рублей. По его словам, 70% пассажиров судов ССК – гости столицы.
Новинкой навигации-2012 на Москве-реке станет маршрут Печатники – Китай-город, который будет выполнять до сих пор не использовавшееся в Москве судно «Тверца». Как рассказал консультант отдела развития внеуличных видов пассажирского транспорта Департамента транспорта правительства Москвы Вадим Ермилин, это будет не развлекательный, а транспортный маршрут. Стоимость билета не превысит 50 рублей. Судно будет ходить со скоростью около 40 км/ч, его вместимость – 34 человека. Первый год «Тверца» будет эксплуатироваться в экспериментальном порядке.
Бренд-менеджер «Флотилии Radisson Royal» Ольга Ткачева рассказала, что в 2012 году к пяти яхтам флотилии, спущенным на воду в 2009 году, добавятся еще две с улучшенными характеристиками и большей вместимостью. Все яхты благодаря конструктивным особенностям способны преодолевать лед и потому широко используются зимой. Яхты курсируют круглый год от причала у гостиницы «Украина». Суда выполняют регулярные рейсы с фиксированным расписанием, а также заказные для корпоративных и частных событий.
Сергей Шпилько сообщил, что туроператоры по речным круизам запланировали провести за навигацию из Москвы и обратно более 800 круизов, участниками которых станут более 170 тысяч человек. Директор по внутреннему туризму компании «Водоходъ» Андрей Смолин добавил, что из 120 судов, которые ходят по российским рекам, более 40 эксплуатируются в московском регионе. Это самые комфортабельные и новые корабли.
По словам г-на Смолина, ситуация с продажами речных круизов сегодня выравнивается. «Пока прогнозы делать трудно, сейчас круизы приобретают постоянные клиенты, но уровень предварительных продаж превышает прошлогодние на 20%. Это связано, возможно, с тем, что по итогам не слишком удачного прошлого сезона большинство туроператоров сохранили цены либо незначительно их повысили», – рассказал он.
Информационный фон, созданный трагическими событиями, в том числе и на морских круизных линиях, привел к тому, что клиенты начали более тщательно выбирать маршруты и ориентироваться на крупные компании. «Водоходъ» планирует за навигацию перевезти 130 тысяч пассажиров, из которых 95 тысяч россиян и 35 тысяч иностранцев. Андрей Смолин отметил, что говорить о падении продаж круизов, ссылаясь на мнение турагентств, некорректно. «Агентства действительно клиентов не досчитываются, так как люди изучают отзывы, смотрят, кто является судовладельцем, и стараются прийти напрямую к оператору», – подчеркнул он.
Главная проблема туроператоров по речным круизам остается прежней – рост себестоимости продукта в связи с подорожанием топлива. «На топливо приходится 20% от цены путевки, а его стоимость выросла за год на 25%. Туроператоры вынуждены брать эти дополнительные расходы на себя, так как потолок цены достигнут. Наш тур стоит 5 тысяч рублей в день при размещении в стандартной каюте в июле-августе», – подчеркнул Андрей Смолин.
Заместитель генерального директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова подтвердила, что спрос на круизы сейчас превышает предложение. В «Мостурфлоте» круизы на май-июнь проданы на 80-90%, а некоторые маршруты – полностью. Но клиенты, по ее словам, предпочитают модернизированные теплоходы. «В 2011 году «Мостурфлот» и «Водоходъ» модернизировали два теплохода – «Княжна Виктория» и «Ростропович». «Викторию» запустили на российский рынок на майские праздники. На тот рейс, который начали продавать в декабре, мест уже нет, хотя каюты стоят дороже. Второй рейс за короткий период продался на 40%. Рынку нужен такой продукт – теплоходы высокого уровня», – рассказала г-жа Гончарова.
Сергей Шпилько добавил, что Комитет по туризму Москвы активно продвигает речные круизы в рамках общей рекламной кампании Москвы на российском и зарубежных рынках. «Мы в этом году будем рекламировать Москву на 26 международных и российских выставках, в рамках рекламно-информационных передач на международных и российских телеканалах, более чем в десятке зарубежных печатных изданий, во внутриросийской прессе, на городском туристическом портале. В 20 городах России пройдет роад-шоу туроператоров по Москве, в каждом из них состоится презентация столицы и встреча с агентствами. Мы приложили усилия, чтобы предложить привлекательный по цене продукт – уик-энд за несколько тысяч рублей. Мы видим, что спрос есть. Расширяется круг туроператоров по приему в Москве, в том числе, за счет тех, кто работал на выезд. Планируем также на восьми языках выпустить путеводитель по Москве как центру круизов и речных прогулок», – отметил г-н Шпилько.