Сервис онлайн-бронирования отелей Oktogo.ru оброс существенной задолженностью перед российскими отелями. Во всяком случае, именно такой вывод можно сделать из письменных обращений, которые несколько российских отелей направили в редакцию Hotelier.PRO. Что это, частный случай, кризис одного ОТА или системный сбой системы онлайн-стартапов? Редакция Hotelier.PRO разобралась в ситуации.
Как сообщили Hotelier.PRO представители нескольких российских отелей из Москвы, Крыма и других российских регионов, в последние месяцы ситуация с задержками выплат со стороны ОТА отельерам приобрела тупиковый характер.
Как рассказал редакции Hotelier.PRO генеральный директор ООО "Уют" (отель "Маяк" г. Москва) Вадим Тетевин, за период с 1 августа по 1 декабря 2016 года у Oktogo.ru образовалась задолженность перед отелем в размере 325 040 рублей. При этом комиссия за заселения гостей, оплачивающих проживание в отеле, оплачивалась отелем регулярно и в полном объеме. По словам отельера, какого-либо внятного ответа по срокам погашения задолженности в Oktogo.ru получить не удалось, а все звонки в службу поддержки регулярно наталкиваются на ответ "ваш вопрос решается в бухгалтерии". Более того, по данным Вадима Тетевина, аналогичная ситуация сложилась у Oktogo.ru и с одним из отелей Краснодара.
Еще один пример подобного конфликта (зафиксирован редакцией благодаря обращению отельера) – в Крыму. По информации, которую сообщили Hotelier.PRO в симферопольском отеле "Даяна" (ООО "Григор-Д"), сервис Oktogo.ru должен отелю с середины лета около 90 тыс. рублей.
Чтобы разобраться в ситуации 12 декабря 2016 года редакция Hotelier.PRO запустила онлайн-опрос представителей гостиничного бизнеса в Facebook-сообществе Russian Hotels Talks, управляемом НГА (Российским независимым гостиничным альянсом). Как показали его предварительные результаты за сутки, более 20 отельеров и представителей туристического бизнеса подтвердили факт имеющейся задолженности со стороны Oktogo.RU в различных размерах, в том числе и свыше ста тысяч рублей.
Впрочем, если взглянуть на эту историю с другой стороны, то создается ощущение, что проблемы с задолженностью Oktogo.ru перед отельерами — лишь часть более обширной финансовой проблемы, с которой столкнулось ОТА.
6 декабря 2013 года между фондом и ООО "Октого" был заключен договор займа № 06122013-Ок , в соответствии с которым Фонд "ВЭБ-Инновации" предоставил ООО "Октого" заем в размере 45 000 000 руб. под 11,25 % годовых. Заем был перечислен Заимодавцем 18 декабря 2013 г. и должен был быть возвращен 18 июня 2015 года. Однако, в указанный срок данные суммы на счет фонда не поступили.
В результате 1 сентября 2015 г. стороны заключили дополнительное соглашение №1 к Договору займа, в соответствии с которым Заемщик обязался, в том числе: в срок до 15 ноября 2015 г. выплатить часть суммы займа в размере 5 000 000 руб.; в срок до 30 сентября 2015 г. выплатить пени за нарушение срока возврата займа и уплаты начисленных процентов за период с 19 июня 2015 г. по дату перечисления процентов за пользование займом, составляющие 5 361 318,49 рублей. Однако и эти условия выполнены не были.
Арбитражный суд Москвы 14 июля 2016 года подтвердил законность требований фонда и обязал ОТА выплатить задолженность. Попытка ООО "Октого" оспорить решение суда успеха не имела. Девятый Арбитражный апелляционный суд Москвы решением от 25 ноября 2016 года оставил предыдущее решение суда в силы. Таким образом, налицо документально подтвержденная задолженность Oktogo.ru перед одним из своих инвесторов.
С момента своего создания стартап Oktogo.ru привлекал для своего развития все новые и новые инвестиционные вливания. Как ранее сообщала редакция Hotelier.PRO, в конце 2015-начале 2016 года польский инвестиционный фонд MCI Management выделил сервису онлайн-бронирования отелей $2 млн. Деньги, как было заявлено, были необходимы сервису для усиления работы с российскими отелями.
Польская компания вложилась в проект уже второй раз. Весной 2015 г. вместе с другими инвесторами MCI Management инвестировал в Oktogo.ru свыше $5 млн. В результате последней сделки доля MCI в Oktogo превысила 20%, а суммарно польский фонд потратил на проект более $5 млн. Несколькими годами ранее, в 2012-2013 гг. Oktogo.ru уже удавалось привлечь несколько раундов инвестиций общим объемом $32 млн.
Однако, буквально через несколько месяцев появилась информация, что другой крупный инвестор проекта решил выйти из игры. "ВТБ Капитал Управление активами" c марта 2016 года перестал быть акционером компании Oktogo. В состав акционеров сервиса онлайн-бронирования отелей дочерняя структура ВТБ вошла в 2012 году, вложив в проект вместе с другими инвесторами $10 млн. По данным источников, в 2012 году банк мог получить 30-35% акций Oktogo. Это был второй раунд инвестиций в Oktogo, причем основную часть суммы внес "ВТБ Капитал", в сделке также участвовали существующие акционеры Oktogo — Mangrove Capital Partners, Ventech и ABRT.
Согласно отчету кипрской Oktogo Holding Limited от 29 декабря 2015 года, акции класса В, которые могли распределяться во время второго раунда инвестиций в компанию, принадлежали Ventech Capital III (222,8 тыс. акций), Mangrove III Investments (631,3 тыс.), одному из создателей фонда ABRT Андрею Баронову (74,3 тыс.). Еще 652 тыс. акций Oktogo принадлежали фонду-оператору программы финансового содействия инновационным проектам фонда "Сколково" ("ВЭБ Инновации", создан ВЭБом в партнерстве с фондом "Сколково"). При этом о том, что "ВЭБ Инновации" стал акционером Oktogo, было объявлено только в декабре 2013 года. И наконец, самым крупным пакетом акций Oktogo класса В — около 1 млн бумаг — владело ООО "Проект Октого". Наибольшие пакеты разных классов акций Oktogo на конец 2015 года принадлежали Ventech, Mangrove, Victor Sazhin Group Ltd, а также польской MCI Tech Ventures.
Как следует из информации на Сибирской торговой площадке, 19 февраля "ВТБ Капитал Управление активами" объявил о торгах по продаже 100% "Проекта Октого". 21 марта состоялся аукцион с начальной ценой 88,5 млн руб. Единственным участником торгов было ООО "Трейд". На девятнадцатом шаге оно согласилось купить "Проект Октого" за 1 млн руб.
Летом 2016 ряд СМИ, ссылаясь на экспертов рынка, выдвинули предположение, что проект Oktogo.ru будет поглощен более крупной структурой. В числе кандидатов назывался ресурс Onetwotrip. Согласно неофициальной информации, обвал туристического рынка после девальвации рубля 2014 года сильно ударил по бизнесу Oktogo. "До кризиса его оценивали в десятки миллионов долларов, а теперь в лучшем случае — в единицы миллионов".
Гендиректор Onetwotrip Михаил Соколов не стал комментировать возможную сделку с Oktogo. Директор по развитию бизнеса Oktogo.ru и Travel.ru Федор Тарасюк, отвечая на запрос Hotelier.PRO, эти данные не подтвердил и не опроверг.
Обобщая происходящее, можно предположить, что сервис Oktogo.ru, как минимум, находится в непростой финансовой ситуации, частным случаем которой и является задолженность перед некоторыми российскими отелями. Вряд ли стоит подозревать собственников и управленцев компании в неком злонамеренном нежелании выполнять свои обязательства перед отельерами. Впрочем, по неофициальным сведениям, основатель проекта бизнесвумен Марина Колесник, фактически, отошла от управления своим детищем.
Попытка редакции Hotelier.PRO получить от топ-менеджмента компании развернутый комментарий о ситуации в Oktogo.ru, особого успеха не имела, хотя проблема неплатежей отелям и была признана.
Нина Круговых / сервис онлайн-бронирования отелей Oktogo.ru, генеральный директор:
Да, действительно имели место быть некоторые трудности, в связи с экономической ситуацией в стране. Но могу Вас однозначно заверить, что на данный момент пути решений продуманы и мы уже смело идем по ним. Компания как развивалась, так и будет развиваться не смотря ни на что. Однозначно могу сказать, что все наши Партнеры очень важны для нас и мы ни в коем случае не отказываемся от своих обязательств.