Турфирмы и отели Краснодарского края расценивают завершающийся летний сезон как очень тяжелый, московские туроператоры, работающие на рынке внутреннего туризма, разделяют мнение большинства игроков.
Наводнение в Крымске, случившееся в начале июля, отпугнуло многих россиян от поездок на черноморское побережье. Тем не менее, отечественный юг своих туристов получил – общее увеличение турпотока в Краснодарский край, по данным опрошенных экспертов, составило 12-15%. «Спрос на Геленджик, который тоже был затронут наводнением, к концу сезона так и не достиг прошлогоднего уровня, спад составил порядка 20%. Однако, если учесть, что на этот курорт традиционно приходится лишь 15% от общего турпотока в Краснодарский край, потери туротрасли не столь катастрофичны – не более 3-5% турпотока», – считает генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. Отчасти, по его мнению, неприятные последствия наводнения сгладили «подросшие» Анапа (+5-7%) и Адлер (+12%), что позволило выйти на прошлогодние показатели. «Очень порадовало то, что туристы не стали отказываться от поездок в связи со стихийным бедствием, а согласились сменить курорт. Тот же Адлер, например, за последние годы лишился части отдыхающих из-за олимпийской стройки. Однако после наводнения он стал «палочкой-выручалочкой» и для туристов, и для туроператоров», – пояснил г-н Ромашкин.
Подобной точки зрения придерживаются и в компании «Мультитур». «Несмотря на разного рода происшествия, тенденция по спросу на курорты Краснодарского края в целом осталась положительная. Заметный прирост по турпотоку дали Анапа, спрос на нее особенно активизировался после наводнения в Геленджикском районе, и Сочи. Геленджик остался на уровне прошлого года», – говорит директор туристического департамента компании «Мультитур» Алена Загорец. По ее оценкам, число ночевок на российском Черноморье минувшим летом выросло на 15%. Кроме того, по словам г-жи Загорец, в текущем сезоне особенно заметно смещение выбора туров в пользу путевок средней ценовой категории, а также более дорогих – от 2000 рублей за ночь с человека. Мнение, что Анапа этим летом просто «распухла» от туристов, как сказала заместитель генерального директора компании «Солвекс-Трэвэл» Людмила Сысойкина, вполне соответствует действительности. Однако значительная часть этого потока, посетила курорт, минуя турфирмы, уверена эксперт. «Не секрет, что санатории и пансионаты через свои сайты ищут выход на прямого клиента, завлекая туристов скидками, на что россияне с готовностью реагируют. Этим и объясняется высокая наполняемость местных гостиниц. А, например, по нашей компании рост турпотока в Анапу этим летом не превысил 5%», – уточнила г-жа Сысойкина. Между тем она высказала опасение, что на волне общего подъема турпотока в следующем году анапские здравницы вполне могут поднять цены. «После удачного сезона такое уже происходило в Крыму и в Беларуси. Грустно, если при этом не меняется качество услуг, тогда курорт неминуемо ждет провальный сезон», – заметила собеседница RATA-news. По словам Людмилы Сысойкиной, Геленджику, который пал жертвой информационной кампании, сопровождавшей наводнение, по итогам летнего сезона все же удалось выйти в плюс – рост турпотока составил 20% по сравнению с прошлогодними показателями. При этом Туапсинский район прибавил сразу 40% – в основном за счет тех, кто испугался ехать в Геленджик. Прирост по Абхазии составил 30%, Сочи остался на уровне прошлого года.
Впрочем, отдельные эксперты делают более пессимистичные выводы по итогам летнего сезона. «Первая половина лета оказалась успешнее второй. Виной тому, в том числе, высокая стоимость перевозки на юг России, достигающая максимума в пик сезона. А также ценовая политика краснодарских отельеров – неделя в пансионате в Анапе стоит дороже, чем аналогичный отдых в Греции или Испании. Это, естественно, приводит к оттоку туристов», – полагает начальник департамента Краснодарского края компании «Астравел» Александр Бешанов, обращая внимание, что с 2009 года происходит постепенное падение объемов продаж. Он согласен, что свою роль в этом сыграла и серьезная конкуренция с прямыми продажами путевок средствами размещения. Еще одной негативной тенденцией прошедшего лета эксперт назвал сокращение глубины продаж, которая теперь в среднем не превышает полутора месяцев. Причем самыми уязвимыми оказались конец августа и сентябрь. Среди других трендов представитель «Астравела» отметил уверенный рост спроса в сегменте дорогого размещения. Но и туры средней руки пользовались большим спросом, чем год назад.
В свою очередь, генеральный директор компании «Алеан» Илья Уманский высказал мнение, что в последнее время происходит перераспределение черноморского направления между несколькими столичными игроками. Крупные компании постепенно отбирают объемы у нишевых туроператоров, прежде всего региональных, что может влиять на показатели их продаж. «Здесь включается критерий надежности туроператора, – пояснил собеседник RATA-news. – Незачем лукавить, что наводнение не повлияло на наши продажи. Аннуляции были не только по Геленджику, но и по остальным курортам. Однако в целом сезон все же можно назвать успешным», – подчеркнул г-н Уманский. Общий рост продаж по Краснодарскому краю эксперт оценил на уровне 12%, при этом Анапа прибавила 10%, Сочи 13%, а Геленджик 15%.