Проблемы взаимодействия туроператоров с туристско-информационными центрами не раз обсуждались профессиональным сообществом, однако вопрос не теряет своей остроты.
Очередной конфликт интересов возник в Алтайском крае. В июне в составе группы «Клуба путешественников Михаила Кожухова» в регион приедет Екатерина Рождественская, дочь поэта Роберта Рождественского. Организатором большого тура по Алтаю выступил Алтайтурцентр, а разработчиком авторского продукта – специалист туристско-информационного центра Анастасия Котова. Утверждение, что туроператоры края ревностно относятся к таким инициативам, будет очень мягким. Ряд опрошенных STI представителей алтайского турбизнеса считают краевое государственное бюджетное учреждение недобросовестным конкурентом.
Недопонимание и взаимные обвинения между ТИЦами и туроператорами имеют место и в других регионах. С развитием центров проблема стала настолько острой, что весной текущего года выплеснулась на дискуссионную площадку выставки «Интурмаркет-2016». По мнению экспертов, проблема заключается в том, что функционал ТИЦев достаточно размыт. Теоретически информационные центры могут предоставлять и туристские услуги, однако, получая бюджетное финансирование и обладая административным ресурсом, ТИЦы оказываются в более привилегированном положении, фактически конкурируя с другими участниками рынка.
Алтайские туроператоры опасаются, что уставные задачи краевого ТИЦа могут толковаться излишне широко. «Насколько мне известно, одна из функций Алтайтурцентра заключается в «разработке и внедрении новых туристических маршрутов». Логично спросить, где же тогда покупать эти маршруты? – рассуждает Ирина Слесарева, директор туркомпании «Арго». – Ведь кто разрабатывает, тот и продает... Тут изначально заложено противоречие».
Существуют вопросы и в отношении события, ставшего яблоком раздора. Как сообщает официальный сайт турцентра Алтайского края, в разработанный для группы «Клуба путешественников» тур включено посещение Денисовой пещеры, водопадов на реке Шинок, Троицких гуляний, старообрядческой деревни и сельской усадьбы. «Наша компания вполне может и готова разработать тур, если не интереснее, то ничуть не хуже, чем бюджетная организация, – убеждена Елена Савиных, директор туркомпании «Атлас Алтая». – Более правильный подход: Алтайтурцентр берёт на себя организацию подобных туров для медийных тургрупп, включая приглашение, перелёт, а экскурсионной составляющей занимается любая туроператорская компания края». Елена Савиных отмечает, что в Алтайском крае ситуация пока не критичная. «Но положительно я не могу к этому относиться», - отмечает собеседница STI.
«Разработка маршрутов – это разработка маршрутов, а предоставление туруслуг – это прерогатива бизнеса, – возражает Наталья Гордеева, директор туркомпании «Алтайтурист». – Любое краевое государственное учреждение не создается для извлечения прибыли и не составляет конкуренцию с использованием административных рычагов. Моё личное убеждение – в данном случае имеет место недобросовестная конкуренция». Коллегу поддерживает Ирина Слесарева: «Считаю, что Алтайтурцентр составляет конкуренцию алтайским туроператорам. Добросовестная эта конкуренция или нет - не мне судить. Однозначно могу сказать, любой инфоцентр обладает огромной информационной базой, имеет большие ресурсные возможности, которые и позволяют создавать турпродукты. На мой взгляд, основная задача ТИЦа, кроме пиара, конечно, в информационной и технолого-методической поддержке бизнеса, но не в конкуренции за счёт административного ресурса». «Государственная политика сегодня во многих отраслях допускает подобную конкуренцию. А туризмом у нас занимаются многие госструктуры, у представителей которых есть гости, вышестоящие проверяющие и прочие «туристы». Инструменты, которые регулируют такие отношения, нам не известны», - высказал своё мнение STI один из экспертов, давший комментарий на условиях анонимности.
Руководитель Алтайтурцентра Татьяна Сажаева считает реакцию туроператоров излишне эмоциональной, а обвинения необоснованными. «Алтайтурцентр не продаёт маршруты, не продаёт и не организует туры, как это есть во многих регионах. Мы продвигаем, информируем и консультируем. Любому из обратившихся к нам мы обязаны предоставить достоверную и корректную информацию, в том числе и о туроператорах и организуемых ими маршрутах», - говорит собеседница STI. Так, по словам Татьяны Сажаевой, в рамках проведения событийных мероприятий Алтайтурцентр не просто рекламирует возможность комфортабельно добраться на праздник, но и публикует перечень контактов туроператоров, у которых эту услугу можно купить. «На последнем «Цветении маральника», организованном Алтайтурцентром, такую доставку заявили 16 алтайских турфирм, причём многие ставили не по одному автобусу. Что касается разработок авторских туров как, например, для «Клуба Михаила Кожухова», или в рамках разработок межрегиональных маршрутов «Великий Шёлковый путь», «Чайный путь», «Сибирский транзит» по территории Алтайского края – мы действительно такую информационную и консультационную помощь оказываем. При этом мы действуем в рамках установленного для нас государственного задания, используя все имеющиеся у нас знания, материалы и накопленный опыт проведения пресс-туров. Ровно такую же консультационную помощь на такой же безвозмездной основе по подготовке авторских туров с привязкой к проведению событийных туров по Алтайскому краю мы готовы оказать и для наших алтайских туроператоров», - заключила Татьяна Сажаева.