Петербург в очередной раз принял участие в акции «Ночь музеев». На улицах творилось настоящее столпотворение – среди гуляющих был и корреспондент «БалтИнфо», который выяснил все подробности о тайнах и загадках Северной столицы. «Ночь музеев», как и в предыдущие годы, вызвала большой интерес у горожан и гостей Петербурга, и поэтому началась традиционно – с огромных очередей. Например, на входе в Планетарий к 18.00 стояла очередь в 50-70 человек. Отметим, что 19 мая в Петербурге проводилось сразу несколько детских праздников, роллерский марафон, танцевальный флешмоб и, наконец, состоялось открытие Дней Новгородской области. Вагоны метро целый день были набиты битком, а гуляющих не покидало ощущение, что на улицы вышел весь город.
Этой ночью Петербург принимал участие в одном большом квесте – то тут, то там попадались люди, сосредоточенно разглядывающие карту «Ночи музеев». Выбрать маршрут действительно было нелегко. 74 музея подготовили для горожан уникальные программы, которые нельзя увидеть в обычные дни. В нынешнем году музейная акция в Петербурге была посвящена многочисленным тайнам и легендам города на Неве. И, как оказалось, в каждом музее нашлись неожиданные загадки.
Музей политической истории, к примеру, подготовил для посетителей выставку, рассказывающую о подковерных и закулисных тайнах. Каждый желающий мог увидеть ковры-дары, ковры-отчеты, ковры-пропагандисты и даже ковры самолеты, «уносящие на своих крыльях советскую эпоху». В галерее «Эрарта» в эту ночь «обнаружилась» внезапная утечка каучука – всем посетителям в целях безопасности выдавали ласты и отправляли на... дискотеку. Корреспондент «БалтИнфо», изучив предложенные маршруты, решил сосредоточиться на искусстве, обследовать литературные «закоулки» и разобраться с работой типографии начала XX века.
...Знакомство с искусством началось с Фонда художника Михаила Шемякина. В отличие от зоопарка или Ботанического сада, традиционных лидеров «ночной посещаемости», на входе в этот музей очередей не было. Между тем, внутри толпились ценители изящной живописи, пришедшие полюбоваться на фотовыставку башмачков и туфелек разных времени и народов. Знатокам обуви предлагали заполнить карточки с вопросами, а за правильные ответы вручали призы и билеты на мероприятия Фонда.
Посетители, однако, больше интересовались sand-art программой «Таинственный Sand-Petersburg». С помощью песка и света художник за несколько секунд нарисовал серию картин, сложившихся в «песочную историю». Зрители узнали в них иллюстрации к произведениям Достоевского, Кафки и Белого.
Еще более таинственной оказалась программа Центра искусства на Невском, 20. Одну из квартир в этом здании некогда занимал голландский посланник барон Геккерн и его приемный сын Дантес. Организаторы «Ночи» решили идти от обратного и посвятили свою экскурсию Пушкину и его «Пиковой Даме».
В этот вечер посетителей ждал настоящий спиритический сеанс, после которого в литературной гостиной обнаружился дух самого Александра Сергеевича. Чтобы вызвать его, гостям Центра пришлось сомкнуть «спиритическое кольцо» вокруг стола. На скатерти были разложены черные карты, с которых на испуганных посетителей хитро взирали многочисленные пиковые дамы.
Чтобы окончательно погрузиться в атмосферу таинственного Петербурга, корреспондент «БалтИнфо» после Пушкина отправился к Достоевскому. Перед музеем ожидали своей очереди 20 человек, мечтающих о встрече с героями писателя. Сотрудники музея Достоевского подготовили для посетителей мистические истории о Петербурге, а также рассказывали об угловых домах, в которых писатель снимал квартиры и расселял своих героев.
Дом Достоевского в эту ночь больше напоминал парижский квартал, который населили мимы Театра So-Tvorenie. Они внимательно слушали экскурсию, неподдельно переживали из-за неудач писателя и радовались его успехам. В кабинете Достоевского, по традиции, стоял стакан крепко заваренного чая, столь любимого писателем.
Завершением литературно-издательской темы стал Музей печати на набережной Мойки, 32. В этом здании в начале XX века располагались три редакции - именно здесь готовили выпуски «Правды», «Сельского вестника» и «Руси».
19 мая все посетители музея могли попробовать себя в роли типографского рабочего и сделать оттиск линогравюры на старинном ручном прессе. Экскурсия по музею сопровождалась историями из жизни доходного дома. Гости открыли тайну названий типографских шрифтов и некоторых печатных СМИ.
Стоптав каблуки о петербургские мостовые, в завершении «Ночи музеев» корреспондент «БалтИнфо» добрался до Музея городского электрического транспорта на Васильевском острове. Как оказалось, поездка на раритетном трамвае привлекла еще 300 петербуржцев, выстроившихся в огромную очередь.
Музейный «экспонат» выезжал из парка каждые 20 минут и набирал в два своих вагона по несколько десятков человек. За время недолгой поездки вокруг депо, утомленные музейной ночью петербуржцы узнали несколько городских баек, связанных с электротранспортом, попробовали себя в роли кондуктора и прокомпостировали билеты.
«Ночь музеев» оставила неоднозначные впечатления у петербуржцев. В социальных сетях многие жаловались на толпы людей и мусор, слишком долгое ожидание в очередях и неоправданные затраты. Некоторые предлагали отменить разводку мостов или организовать нормальную работу водного транспорта. Однако большинство петербуржцев этой ночью остались довольны и уже готовятся повторить музейный забег в следующем году.