Новая постоянная экспозиция Русского музея

В нескольких залах корпуса Бенуа Государственного Русского музея открылась постоянная экспозиция "Декоративно-прикладное искусство XX века". Представлено более четырехсот произведений из фарфора, стекла, майолики, а также мебель и текстиль из собрания музея.

 

В том, что такой раздел в постоянной экспозиции Русского музея был необходим, не сомневается никто. Вообще-то даже странно представить, что его до сих пор не было. Что вещи из абрамцевских и талашкинских мастерских, майолики Врубеля, русское стекло эпохи модерна и даже хит любого аукциона агитационный фарфор появлялись здесь только лишь на временных выставках. Да, выставок этих в Русском в последние два десятилетия было много, и все эти вечные декоративно-прикладные хиты играли на них вполне достойную их величия роль, но постоянного дома у них как бы не было. Теперь есть: Серов, Борисов-Мусатов, Врубель, Сомов, Головин, Чехонин, Данько, Щекатихина-Потоцкая, Альтман, Малевич, Суетин, Чашник, Мухина, Ваулин — все первые имена отечественного искусства, отметившиеся в разнообразнейших видах и техниках декоративно-прикладного искусства, — выставлены на обозрение публики.

Рассказ получился немногословный, но внятный и точный. В отличие от Эрмитажа, в котором декоративно-прикладное искусство всегда имеет помпезный вид и имперский дух, Русский музей делает ставку не на историю отдельных вещей, а, скорее, на имена их создателей. Это как бы та же история искусства, но с другой ее стороны — вещи здесь не как роскошное обрамление иной, "царской", придворной жизни, а как неотъемлемая часть общего развития художественной культуры страны. Куда более демократическая в социальном смысле, но и куда более элитарная в эстетическом. Художественный вкус двора при последних Романовых был, прямо скажем, не самым высоким. Большое искусство делалось разночинцами. Понятно, что выдерживать историю декоративно-прикладного искусства как историю имен в рассказе о советском периоде уже не так легко, но это вполне удается.

Роскошный агитационный фарфор Чехонина, постсупрематический сервиз Малевича, статуэтки Данько и далее по списку — creme de la creme того времени, когда работа "на производстве" еще не была тотальным бегством от реальности, хотя отчасти уже напоминала его. В этом смысле логичным кажется даже самый странный из экспозиционных ходов нынешней выставки — то, что она заканчивается несколькими "тряпочками" Тимура Новикова. До сих пор провести эти панно по разряду "декоративно-прикладного искусства" вроде бы еще никому в голову не приходило. Хотя с чисто хранительской точки зрения это уместно. Но гораздо важнее концептуальная составляющая. Спорно, но убедительно — тот зритель, который придет в новые залы смотреть на вещи, раньше постоянно украшавшие совсем даже не музейные витрины, а полки антикваров, увидит знакомое в незнакомом контексте. А это в нашей бедной на идеи музейной действительности дорогого стоит. 

Другие новости по теме «Музеи, памятники»

Июнь 3, 2020 - 09:58

Это позволит обеспечить круглогодичный доступ к острову Кижи и музею-заповеднику.

 

Май 29, 2020 - 10:18

Поток посетителей в Русском музее после возобновления его работы и до снятия всех ограничений, связанных с пандемией, будет примерно в 10 раз меньше обычного. Такие оценки привел на пресс-конференции в четверг генеральный директор Русского музея Владимир Гусев.

 

Май 28, 2020 - 09:28

Российским музеям придется возобновить работу в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора. Как скоро музеи смогут принять организованные туристические группы, и как подобный процесс организован за рубежом, читайте в материале АТОР.

 

Май 20, 2020 - 05:26

Елена Юрьевна Гагарина, генеральный директор музеев Московского Кремля, рассказала  на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» о том, как они живут и выживают.