Законопроект о коллективных исках в суд рассматривает Госдума в первом чтении. Туристов, пострадавших из-за прекращения деятельности туроператора или авиакомпаний, инициаторы новеллы рассматривают как одну из целевых аудиторий. При этом эксперты-юристы отмечают, что формальное право поддать коллективный иск у туристов в России было и раньше, однако на практике они этим правилом пользовались редко по целому ряду причин.
Сейчас, согласно имеющимся законам, подать иск о защите прав и интересов группы лиц могут только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Законопроект, внесенный Правительством 28 ноября прошлого года, предлагает наделить таким правом и физических лиц. Для этого им потребуется общий ответчик, однородные интересы, а в основании дела должны лежать схожие фактические обстоятельства. Также необходимо, чтобы подающих иск было не меньше пяти человек. При этом участники должны выбрать главного, который будет являться их представителем: станет выступать в суде, уплачивать судебные расходы и т.д. Такие правила закрепят в Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах.
Фактически данное изменение предполагает возможность «разгрузить» суды от большого количества идентичных исков, которые поступают от граждан по одной и той же проблеме. Причем для, например, пострадавших туристов процесс теоретически должен стать дешевле – каждому из участников дела не надо будет составлять собственное исковое заявление и обращаться к юристу, кроме того, участники группы не должны будут оформлять нотариальные доверенности на имя выбранного ими уполномоченного.
Отметим, за рубежом система коллективных исков развита, особенно на их родине в США, и работает достаточно эффективно, в том числе в локальных масштабах. Например, именно коллективный иск был подан к автостроительной компании Tesla в апреле 2017, когда потребители, купившие автомобиль с функцией автопилота, обнаружили, что система работает непредсказуемо и опасна для использования. При этом по статистике в тех же США коллективный иск работает очень эффективно, и даже представляет довольно большую опасность для бизнеса: около трети компаний, против которых подаются коллективные иски в Америке, становятся банкротами.
В России, особенно в туризме, коллективные иски редки, хотя одним из самых ярких примеров коллективных исков в нашей стране был как раз иск в туризме: в 2014 году после краха туроператора Лабиринт в суды было подано против банкрота сразу три коллективных иска, плюс более сотни индивидуальных исков, многие из которых были удовлетворены.
«Сейчас право выступать в защиту группы лиц предоставлено общественным объединениям потребителей, а в новом законе предлагается наделить таким правом госнадзорный орган в сфере защиты прав потребителей. То есть Роспотребнадзор будет вправе сам выступить с иском в защиту группы пострадавших граждан. Так же и сами граждане могут объединить иски при сходном требовании и выбрать одного истца-представителя группы, который будет выступать истцом в общих интересах», - пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Георгий Мохов, председатель правовой комиссии РСТ, основатель юридического агентства «Персона Грата». По словам эксперта, это упростит судебный процесс, поскольку суду не нужно будет рассматривать множество сходных требований.
При этом, как отметил Георгий Мохов, нововведение может отразиться на скорости рассмотрения коллективных исков, но на исход судов вряд ли повлияет. Фактически и сейчас можно подать иск с несколькими истцами, этот называется процессуальное соучастие. «Этот закон упрощает процесс с точки зрения упрощения процедур рассмотрения, новых прав он не дает», - подчеркнул Георгий Мохов.
При этом эксперт не уверен, что в случае принятия закона он будет востребован в практике судов туристов с туроператорами – помешает «человеческий фактор». «Применяться он будет, только если среди пострадавших найдется грамотный «главарь-агитатор». Но как показывает опыт туристы не могут ни договариваться, ни объединяться, все ругаются и не могут собрать документы, а уж когда доходит до денег, то вовсе разбегаются по отдельным искам», - резюмировал Георгий Мохов.
Фото: Турпром.ру