Нужно ли объяснять туристу, что не надо совать пальцы в розетку?

В неприятной ситуации на днях оказались петербуржцы, отдыхающие в отеле Aegean Sun на греческом острове Тасос: пожар уничтожил один из номеров, другие оказались заполнены угарным газом.

В панике многие пытались вытащить из задымленных комнат документы, личные вещи, выбрасывали чемоданы с балконов. Вину за происшествие владельцы гостиницы возложили на постояльцев сгоревших апартаментов, возместить вред другим туристам отельеры не предложили.

Огонь тушили сразу три прибывших на вызов расчета, сотрудники пожарной охраны определили и причину возгорания. По предварительной версии, туристы ушли из номера, оставив ключ-карточку и не выключив электроплиту. Такое нарушение правил пожарной безопасности, которые на греческом, английском и немецком языках украшали стены каждого номера, обойдется неосторожным путешественникам в несколько тысяч евро.

Но российские юристы считают ситуацию спорной. Должна ли отправляющая клиентов за границу турфирма информировать их о правилах безопасности на русском языке? Виноваты ли туристы в пожаре? Кто должен возмещать ущерб другим пострадавшим? Можно ли застраховать ответственность? Ответы на эти вопросы искал журналист «Фонтанки».

В большинстве случаев выезжающие на отдых россияне покупают комплексный продукт (турпакет), включающий перелет, трансфер, проживание и т.д. В стоимость номера входит и использование расположенного в нем оборудования, в том числе плиты, иных кухонных принадлежностей, а также кондиционера, телевизора и т.д. Равно как и возможность подключать собственные электроприборы в розетку, пользоваться санузлом и пр. Российский закон о защите прав потребителей и специальные подзаконные акты обязывают туроператоров на русском языке информировать клиентов о всех входящих в путевку услугах и безопасности их использования. Ответственность за последствия, наступившие из-за отсутствия такой информации, опять же возлагается на турфирмы.

Однако опрошенные журналистом «Фонтанки» эксперты неоднозначно оценивают возможность применения российского законодательства в спорной ситуации. «Туроператор не должен разъяснять туристу, как пользоваться бытовыми электроприборами, – убеждена Светлана Мержвинская, ведущий юрист Балтийской ассоциации защиты прав туристов. – Иная ситуация – когда в стране пребывания другое напряжение сети, другие розетки и т.д. Об этих особенностях турфирма должна предупреждать клиента еще на этапе подбора тура».

С ней согласна и старший юрист компании Rightmark group Мария Смирнова. «Туроператор может быть не знаком с инструкциями по использованию какого-то конкретного оборудования в каждом отеле, а потому должен сообщить клиентам только общие требования безопасности. По Международным гостиничным правилам, гость несет ответственность перед владельцем отеля за любой ущерб, нанесенный лицам, зданию, оборудованию по его установленной вине», – поясняет Мария Смирнова.

Иного мнения придерживается Альберт Трофимов из адвокатского бюро «S&K Вертикаль». «Правила техники безопасности или использования кухонного оборудования в отеле могут быть расценены как информация об условиях проживания, а потому туроператор обязан сообщить об этом потребителю на русском языке. Поэтому в ситуации, когда туристы не были надлежащим образом проинформированы о требованиях безопасности, будет иметь место невиновное причинение вреда. В таком случае можно говорить о привлечении туроператора к ответственности: ведь именно из-за не доведения до сведения потребителей правил поведения произошел пожар», – убежден эксперт.

Есть ли голова на плечах?

Сами турфирмы апеллируют к здравому смыслу. «По требованию Роспотребнадзора, мы уже сейчас должны в письменном виде предупреждать клиентов о том, что перед едой следует тщательно мыть руки с мылом, пить только гарантированно безопасную воду, а также рекомендовать «не пользоваться услугами местных предприятий общественного питания» (а в каких еще россиянин может обедать за границей?), – говорит Светлана Прусова, директор агентства путешествий «33 удовольствия».

Получается, что нужно еще под роспись напоминать о необходимости выключать плиту, не вставлять пальцы в розетку и не прыгать с балкона? Может, лучше требовать от туристов справки из психиатрического и наркодиспансеров? Или устроить специальные курсы (как на водительские права) и выпускать за границу только тех, кто их прошел? Ну раз мы за туристов отвечаем, надо быть уверенными, что они не подведут и умеют всем пользоваться».

По оценкам участников рынка, в большинстве инцидентов виноваты все же сами отдыхающие – находясь порой в нетрезвом состоянии, они ломают мебель в отеле, бьют стекла и т.д. Предупреждать о недопустимости такого поведения или возлагать ответственность за последствия на кого-либо бессмысленно.

Если же вина путешественника, как в ситуации с пожаром в греческом отеле, спорна, юристы рекомендуют не паниковать. «В случае, если на вас пытаются возложить ответственность за пожар, – не имеет смысла подписывать какие-либо бумаги в спешке, – поясняет Альберт Трофимов. – Желательно с помощью камеры запечатлеть случившееся, чтобы впоследствии наличие определенных фактов было легче доказать. По возможности следует связаться с туроператором, а также консульским учреждением России».

Аккуратность следует проявлять и потерпевшим – туристам, чьи личные вещи сгорели или иным образом пострадали из-за пожара в соседнем номере. «Нужно незамедлительно обратиться к администрации отеля и зафиксировать данное обстоятельство. С кого взыскивать этот ущерб, будет решаться по закону страны пребывания, скорее всего – в зависимости от виновника происшествия», – поясняет Мария Смирнова.

По мнению Светланы Мержвинской, путешественники могут обезопасить себя и избежать привлечения к ответственности за повреждение имущества путем оформления полиса страхования выезжающих за рубеж. В него следует включить такие опции, как страхование имущества и своей гражданской ответственности. Такую страховку предлагает много компаний, средняя цена – около 50 центов (примерно 22 рубля) за день поездки. «Полис предусматривает выплаты по рискам причинения вреда жизни и здоровью третьих лиц, ущерба имуществу третьих лиц и расходов на юридическую помощь, – поясняет Олег Петров, руководитель отдела страхования выезжающих за рубеж Северо-Западного дивизиона компании «Ренессанс страхование». – Лимит ответственности – 15 тысяч евро».

Другие новости по теме «Мнения и прогнозы»

Январь 21, 2018 - 05:29

Более 10 миллионов иностранных туристов посетили Анталию в 2017 году с ростом на 56 процентов в годовом исчислении, сказал глава ассоциации топ-туризма, добавив, что ранние бронирования из России и Европы были довольно сильными для лета 2018 года, и что теперь настало время для провинции обновить свои цены на номера.

 

Январь 20, 2018 - 09:16

Санкт-Петербург в этом году может принять до 8 миллионов туристов, а со временем способен увеличить эту цифру до 17 миллионов, считает губернатор Георгий Полтавченко.

 

Январь 19, 2018 - 09:28

К 2020 году число российских туристов должно вырасти в регионе на 38% по сравнению с 2016 годом. Только в Дубае по результатам трех кварталов 2017 турпоток из России уже увеличился вдвое в годовом выражении. Перспективы роста видит и Оман.

 

Январь 18, 2018 - 10:35

Почти 2 недели осталось до открытия авиасообщения между Россией и Египтом — главным конкурентом Турции.