Начало 2016 года ознаменовалось ажиотажным спросом на городские выставки. Почему в музеи выстраиваются очереди и как обострение тяги к прекрасному повлияет на работу культурных учреждений
"Очередь на Серова" за последние пару месяцев успела стать именем нарицательным, применимым к любым столпотворениям у культурных объектов. В январе людей, выстроившихся у Третьяковской галереи, даже пришлось обогревать чаем и откармливать гречкой, но и это не удержало любителей искусства от того, чтобы взять и выломать двери. Окончание выставки Серова почти совпало с началом показа в Петербурге ретроспективы мексиканской художницы Фриды Кало. В социальных сетях тут же начали шутить, что "очередь на Серова" теперь переместится к стенам Шуваловского дворца. Шутки шутками, но в каком-то роде так и случилось. К счастью, обошлось без поврежденных дверей, но музею Фаберже пришлось со временем изменить график работы и отменить выходные дни. Позже очереди были также замечены в Главном штабе Эрмитажа, где демонстрировали работы британского скульптора Тони Крэгга, и у корпуса Бенуа, в котором в начале марта стартовала выставка Льва Бакста.
В общем, можно смело сказать, что петербуржцы тоже потянулись к прекрасному, причем не только на безвозмездной основе (очереди из желающих бесплатно посетить Эрмитаж давно стали почти ежемесячной городской традицией). Данные о посещаемости учреждений культуры тоже говорят об усилившейся жажде прекрасного: в 2015 году городские музеи посетили более 8 млн человек, что на 500 тыс. больше, чем в 2014 году.
"ДП" попытался разобраться, почему люди потянулись к прекрасному, как будут реагировать на это музеи и чем отличаются петербургские любители выставок от московских.
Перевыполнили план
Интересно, что всего 4 года назад показатели посещаемости музеев считалась крайне неудовлетворительными. В 2012 году только сменивший Александра Авдеева на посту министра культуры Владимир Мединский созвал в Третьяковской галерее директоров музеев и объявил о намерении к 2016 году увеличить посещаемость культурных учреждений почти вдвое. Было решено продлить часы работы ряда галерей и постараться сделать музеи более современными, в частности, за счет создания выездных выставок. Пункты плана в той или иной степени, можно сказать, были выполнены, и вот настал 2016 год и люди наконец потянулись в музеи. Да еще с какой силой, даже двери не выдерживали. Правда, старания ведомства могли сыграть в этом вопросе не самую главную роль.