Если где-то убыло, значит где-то прибыло: авиационная отрасль отреагировала на появление штамма «омикрон» относительной стабильностью, но это не значит, что и дальше все будет хорошо. Вторая неделя декабря 2021 года, говорят эксперты, будет определять самочувствие авиаотрасли в 2022 году.
Несмотря на хаотичные попытки правительств стран мира «предпринимать меры» в ответ на появление очередного штамма COVID-19 «омикрон», выражающиеся в очередных ограничениях на полеты и усложнение правил въезда, мировой авиационной отрасли на прошлой неделе удалось сохранить относительную стабильность.
Таковы результаты свежего исследования британского провайдера авиационных данных – компании OAG. Мировая авиаотрасль, обслужив за первую неделю декабря 78,3 млн пассажиров, потеряла в объемах по сравнению с последней неделей ноября всего половину процентного пункта – даже на фоне негативных новостей об «омикроне».
Однако аналитики предупреждают, что такой результат может быть объясним простым везением, а ситуация может измениться в любой момент.
«Вся авиационная отрасль застыла в напряженном ожидании следующих непредсказуемых ограничений. Но авиакомпании пока смогли избежать паники», – говорится в исследовании OAG.
Если ограничения, как и было обещано, останутся краткосрочными, то авиационная отрасль опять потерпит поражение, но выживет, утверждают специалисты OMG
Наибольший урон новые ограничения предсказуемо принесли африканскому континенту. Правда, в основном северной его части – там в начале декабря наблюдается снижение пассажиропотока почти на одну пятую в сравнении с результатами последней недели ноября. В абсолютных цифрах это примерно 150 000 пассажиров.
Однако в общемировом трафике потери в Северной Африке практически полностью компенсируются 11%-ным ростом пассажиропотока в Юго-Западном Тихоокеанском регионе, а также заметным ростом спроса на авиаперевозки в Южной и Центральной Америке.
Существенное снижение объемов авиаперевозки в первую неделю декабря (-5,3% неделя к неделе) показала Турция, на 2,2% упал международный пассажиропоток в Германии. Зато вопреки всему вырос в объемах на 2,7% рынок авиаперевозок Великобритании.
Хрупкое равновесие отрасли за отчетный период поддерживалось, не в последнюю очередь, за счет внутренних рынков пассажирских перевозок.
«Мы уже неоднократно наблюдали, что при любом всплеске COVID-19 внутренние рынки всегда оказываются более устойчивыми, чем международные маршруты, на которые оказывает влияние большое количество односторонних решений, таких, как прекращение авиасообщения, новые условия въезда и пр.», – отмечают в OAG.
Россия в начале декабря 2021 года находится на седьмой строчке мирового ТОП-10 внутренних рынков пассажирских авиаперевозок по абсолютному значению пассажиропотока за неделю. Потеряв в первую неделю декабря менее одного процентного пункта по отношению к последней неделе ноября, российский рынок авиаперевозок, по оценке OAG, вырос в объемах почти на 3% по сравнении с началом декабря 2019 года.
Россия стала единственной страной из ТОП-10, продемонстрировавшей рост объемов авиаперевозок на внутреннем рынке по сравнению с началом декабря 2019 года (по измерениям итогов первой недели декабря 2021 г).
Помимо российского рынка, еще семь стран из ТОП-10 показали рост по отношению к последней неделе ноября, а вот в отношении 2019 и даже 2020 годов там продолжает наблюдаться снижение спроса на авиаперевозку.
Сильнее всех в сравнении с докризисным декабрем просели рынки Австралии (-43,4%) и Индонезии (-36,5% год к году). 12% пассажиров не досчиталась Испания, по 11,5% – Бразилия и США.
И если ситуация на внутренних рынках авиаперевозок вселяет скромный оптимизм, то общемировая нестабильность ставит его под сомнение:
«Завершение года на уровне примерно 3/4 от доковидного уровня будет означать, что отрасль чувствует себя лучше, чем в первой половине 2021 года», – говорится в исследовании OAG. Но при этом аналитики опасаются, что текущая нестабильность с «омикроном» все же может иметь плачевные последствия для отрасли и убить надежду на планируемое восстановление во втором квартале 2022 года.
Авиакомпании уже приложили невероятные усилия, чтобы сохранять даже текущие показатели и планировать распределение мощностей в условиях кризиса. Однако эти усилия могут быть сведены на нет внезапными односторонними решениями властей различных государств в мире. Текущие ограничения на поездки будут сказываться на спросе в корпоративном и дальнемагистральном сегментах и в 2022 году, предупреждают эксперты.
«Следующие семь дней декабря (то есть текущая неделя – прим. ред.) определят, как будет чувствовать себя вся авиационная отрасль в начале будущего года», – считают в OAG.
Кстати, по прогнозам IATA, авиационная отрасль закончит 2021 год с худшими показателями, чем прогнозировалось ранее. Убытки только в этом году составят почти 52 млрд долларов, хотя еще в апреле надеялись, что этот показатель не превысит 48 млрд долларов.
В целом же, по предварительным данным, общие убытки авиакомпаний от пандемии коронавируса могут превысить и 200 миллиардов долларов.
Согласно исследованиям и прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), совокупные чистые убытки мировой авиаотрасли за период пандемии составили 201 млрд долларов, что превышает объем ее прибыли за все последние девять лет.
Согласно данным IATA, в то время как внутренние и региональные поездки начали восстанавливаться, на глобальных бизнес-маршрутах, столь важных для многих перевозчиков, восстановление было незначительным.
Максимально негативное влияние на отрасль имеют непредсказуемые решения о правилах посещения тех или иных стран, – говорит генеральный директор IATA Уилли Уолш.
«Масштабы кризиса из-за COVID-19 для авиакомпаний огромны. Но люди не утратили желания путешествовать, что мы видим на примере устойчивости внутренних рынков. От международных поездок их сейчас во многом удерживают страновые ограничения, неопределенность ситуации и усложнение процедур при путешествиях», – цитируют эксперта международные СМИ.
Чтобы помочь выздоровлению рынка, г-н Уолш призвал правительства стран мира упростить ограничения на въезд и позволить вакцинированным путешественникам свободно перемещаться между странами.
Эксперт считает, что к настоящему моменту правительства имели достаточно времени для того, чтобы научиться принимать предсказуемые решения и минимизировать влияние изменений ситуации с ковидом на авиационную отрасль.
«Ограничения на поездки в первые дни пандемии действительно давали правительствам время, чтобы отреагировать на происходящее. Но почти два года спустя «неожиданность» больше не является подходящим оправданием для таких мер», – резюмировал генеральный директор IATA.
Екатерина Тропова
Фото: Depositphotos.com