Напряженность между классическими средствами размещения и сервисами краткосрочной аренды жилья нарастает. Редакция Hotelier.PRO уже публиковала материалы и про то, как власти крупных городов стремятся ограничивать распространение Airbnb. Однако, судя по всему, настоящая битва – впереди. Как утверждает The New York Times, американские отельеры готовят комплекс мер по дискредитации Airbnb и аналогичных шеринговых сервисов.
Летом прошлого года портал Airbnb попал под пристальное внимание Федеральной Торговой Комиссии США (Federal Trade Commission, FTC). Причиной этого стала просьба трех американских сенаторов о проведении расследования: каким образом компании, работающие на рынке краткосрочной аренды, влияют на рост стоимости жилья. А в октябре губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо подписал законопроект, который налагает немалые штрафы на тех, кто сдает недвижимость через Airbnb, нарушая при этом местные жилищные правила.
Упомянутые события на первый взгляд не связаны между собой. Однако есть одна отрасль, которая, особо не афишируя, получила выгоду от каждого из них – это гостиничная индустрия.
В своей ноябрьской презентации Американская гостиничная ассоциация (American Hotel and Lodging Association, AHLA), бизнес-объединение, куда входят, среди прочих, Marriott International, Hilton Worldwide и Hyatt Hotels, назвала федеральное расследование и распоряжение нью-йоркского градоначальника “заметными достижениями”.
И то и другое оказалось в итоге частичным результатом почти что секретного плана по созданию помех работе Airbnb, реализуемого ассоциацией на протяжении полутора лет. Этот план был изложен в двух отдельных документах, которые организация представила своему совету директоров в январе и ноябре 2016 года. В них гостиничная ассоциация отмечает прогресс в установке препятствий для экспансии Airbnb и рассказывает, каким образом можно попробовать обуздать стартап в будущем.
Газета New York Times, которая получила доступ к этим документам, пишет, что согласно протоколам заседаний, план “анти-Airbnb” представляет собой “многоуровневый национальный подход на местном, государственном и федеральном уровнях”. Кроме того, в документах содержится внутренний взгляд на то, насколько серьезно американская гостиничная индустрия воспринимает Airbnb как угрозу и какие меры она готова принять против него.
В прошлом ведущие отельеры США неоднократно указывали, что стартап не оказывает практически никакого влияния на более чем триллионный американский отельный бизнес. Еще декабре 2016 года исполнительный директор Marriott заявлял, что Airbnb “не слишком продвинулся в корпоративной среде, которая является для нашей отрасли гарантированным куском хлеба с маслом”.
Тем не менее сейчас уже ясно видно, что Airbnb посягает на основы традиционной гостиничной индустрии. Стартап, базирующийся в Сан-Франциско, был основан в 2008 году, для того чтобы люди могли легко публиковать в интернете объявления об аренде и напрямую сдавать путешественникам свои свободные комнаты или дома. С тех пор, по собственным данным компании, уже около 150 миллионов пользователей воспользовались услугами сервиса, арендовав более 3 миллионов единиц недвижимости в 191 стране.
Результаты исследования CB Insights показывают, что к настоящему моменту Airbnb выручил более $3 миллиардов, получив дополнительно к этому кредитную линию на $1 миллиард. Брайан Чески, исполнительный директор Airbnb, считает, что компания может быть готова выйти на IPO уже через год. Инвесторы оценивают сервис примерно в $30 миллиардов; при том, что рыночная капитализация Hilton составляет 19 миллиардов, а Marriott – $35 миллиардов.
Все это уже принесло и продолжает приносить большие проблемы отельному бизнесу. Например, по словам Виджея Дандапани, исполнительного директора Ассоциации отелей Нью-Йорка, работающей вместе с ALHA, Airbnb заставляет отели снижать стоимость номеров во время праздников, конвенций и других крупных мероприятий. А ведь, по идее, стоимость размещения в такие моменты должна, наоборот, возрастать, принося отрасли основную прибыль.
План борьбы американских отельеров с Airbnb показывает, что “гостиничный картель стремится к тому, чтобы держать средний класс на коротком поводке и продолжать вымогать с него деньги”, – говорит Ник Папас, представитель Airbnb. Сама же компания, по его словам, заключила в свою очередь за последний год более 250 соглашений с правительством США, показав тем самым всю серьезность своих намерений, когда речь идет о создании справедливого регулирования рынка.
Тем временем национальная гостиничная ассоциация заявляет, что ее выпады против Airbnb никак не связаны с финансовым влиянием сервиса на отельный бизнес. “Airbnb работает в той же отрасли, но не по тем же правилам”, – утверждает Трой Фланаган, вице-президент АLHA по взаимодействию с местными властями.
И все же план противодействия существует. Его главной задачей по ограничению Airbnb является, во-первых, лоббирование политиков и генеральных прокуроров штатов с тем, чтобы сократить количество арендодателей, размещающих свою недвижимость на платформе. А во-вторых – финансирование исследований, показывающих, что хозяева квартир превращают свое жилье в гостиницы, не платя при этом налоги и не соблюдая правила безопасности, обязательные для гостиничных операторов.
При этом ассоциация собирается сфокусировать усилия по реализации плана на таких ключевых рынках, как Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Бостон, Вашингтон и Майами.
В прошлом году реализацией плана руководила исполнительный директор ALHA Кэтрин Лугар. Ассоциация начала создавать партнерства с политиками, группами доступного жилья и местными объединениями отельеров. Кроме того, гостиничной отрасли также пришлось наладить перед лицом общего врага отношения и с профсоюзами, с которыми обычно у нее имеется множество разногласий. Отдельным пунктом ALHA зарезервировала в общей сложности $5,6 млн на регламентационную работу.
В Нью-Йорке ассоциация начала плотно работать с местными филиалами, чтобы лоббировать законодателей штата и заставить канцелярию губернатора принять более жесткие штрафы для арендодателей Airbnb за нарушение местного законодательства – меры, которые, по мнению отельеров, помогут вновь увеличить их выручку.
ALHA также обратилась за помощью к политикам в Вашингтоне. В своих документах группа заявляет, что сотрудничала с сенаторами Брайаном Шацем (Гавайи), Элизабет Уоррен (Массачусетс) и Дайаной Файнштейн (Калифорния). Именно эти представители Демократической партии и направили в FTC официальное письмо, “выражающее озабоченность по поводу индустрии краткосрочной аренды”, – говорится в одном из документов.
Ассоциация также встречалась с законодателями и генеральными прокурорами в десятках других штатов, чтобы обсудить, насколько те, кто сдает жилье через Airbnb, не соблюдают такие обязательные для отелей нормы, как антидискриминационное законодательство, местные законы о взимании налогов и стандарты пожарной безопасности. В одних случаях ALHA также указывала, что Airbnb уклоняется от уплаты местных налогов на жилье. В других – наоборот, призывала чиновников не собирать подобные налоги с арендодателей, чтобы не узаконивать краткосрочную аренду.
По документам ассоциации, в прошлом году были одержаны юридические и нормативные победы в Чикаго, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, а также в штатах Вирджиния, Теннеси и Юта, где были приняты законы, ограничивающие деятельность Airbnb. Организация также финансировала исследования, проведенные профессором Университета штата Пенсильвания, которые показывают, как сдающие недвижимость через Airbnb нарушают закон.
“Мы хотим продемонстрировать, а затем развенчать миф, что Airbnb “поддерживает мамочку и папочку”, помогая им заработать дополнительные деньги, – говорит Трой Фланаган. – То, чем занимается этот сервис, лежит совсем в другой плоскости”.
В этом году ALHA планирует профинансировать больше “анти-Airbnb” исследований и запустить кампанию по обнародованию свидетельских показаний людей, пострадавших от хоум-шеринга, “чтобы обеспечить противовес стратегии Airbnb, претендующего на представление интересов всего рабочего класса”, – говорится в документах ассоциации. Кампания станет краеугольным камнем коммуникационной стратегии ALHA в 2017 году.
Эдвард Уокер, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, который исследует лоббирование локальных властей со стороны бизнеса, говорит, что такой призыв к мобилизации против Airbnb достаточно необычен. Но поскольку Airbnb сам “весьма эффективно привлекает арендодателей в качестве своих адвокатов”, гостиничному бизнесу также приходится забыть о традиционном лоббировании.
Также успешными оказались усилия объединения американских отелей и в том, чтобы напрямую помешать хозяевам сдавать свое жилье через Airbnb. Например, Себастьян де Клеер, владелец Globe Homes, лос-анджелесской компании, специализирующейся на краткосрочной аренде, более года размещал свои объекты на Airbnb. Однако в марте 2016 года сервис закрыл все размещения в Лос-Анджелесе. ALHA убедила местных политиков, что такие арендодатели, как г-н де Клеер, способствуют повышению стоимости жилья в городе, сдавая недвижимость для краткосрочного, а не долгосрочного использования.
“После того как нас вышвырнули с Airbnb, мы потеряли на бронировании $250 000”, – констатирует Себастьян де Клеер. Тем не менее, он все же продолжает использовать сайт, чтобы сдавать свою недвижимость в калифорнийском Палм-Спрингс. Там краткосрочная аренда пока еще широко распространена и не является предметом политических и юридических конфликтов.