Инновационный подход в отельном бизнесе не исчерпывается технологическим переобустройством гостиниц или внедрением прогрессивных методик обслуживания. Лидерам индустрии гостеприимства необходимо объединяться с компаниями, использующими новые технологии в туризме, и за счет этого делать свой бизнес более прибыльным.О нескольких направлениях взаимовыгодного сотрудничества отельеры и представители деловых кругов турбизнеса смогли узнать в ходе вечерней сессии II Гостиничного форума, организатором которого выступило Северо-Западное региональное отделение Российского союза туриндустрии. Так, большие возможности для продвижения отеля через новые медиа отметила коммерческий директор социальной сети для туристов и путешественников TourOut.ru Татьяна Николаева. Использовать нужно как ресурсы общего интереса, имеющие огромную аудиторию, так и специализированные туристские сервисы, которыми пользуются люди, хорошо знакомые с индустрией путешествий, полагает она. Например, часто туристские Интернет-проекты интегрированы с картографическими и геолокационными сервисами, и на карте с достопримечательностями города легко найти тот или иной отель. А в TourOut.ru гостиницы «привязаны» к страницам стран и городов.
Впрочем, продвижение в Интернете – орудие обоюдоострое. Присутствие отеля в социальных сетях, безусловно, делает его более заметным, позволяет вступить в диалог с потенциальными постояльцами. Однако не стоит забывать, что и все недостатки сервиса в таком случае будут попадать сразу в публичное, обсуждаемое поле. А конкуренты получат возможность воспользоваться относительной анонимностью Интернет-среды для нанесения репутационного вреда.
В работе с социальными сетями отель должен исходить из видения своей целевой аудитории. Тем, кто больше ориентируется на турпоток из-за границы, подойдут «Фейсбук» и зарубежные туристские социальные сети. Если же отель часто принимает гостей из других регионов России, разумно не забывать и о разнообразных туристских ресурсах на русском языке, сегмент которых сейчас активно развивается.
Системное взаимодействие отелей, музеев, ресторанов и других объектов туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга возможно в рамках реализации программы «Карта гостя Санкт-Петербурга», полагает её директор Виктор Куртышев. Напомним, что «Карта гостя» представляет собой российский аналог успешных туристических карт мировых городов (Лондон, Нью-Йорк, Берлин) и предоставляет своему владельцу не только право на свободное посещение основных городских музеев, но и значительные скидки в партнерских ресторанах и магазинах. Распространяя «карты гостя» среди своих постояльцев, гостиницы, во-первых, получают комиссионное вознаграждение, а во-вторых, расширяют свои сервисные возможности. Такой отель рассматривается гостем уже не просто как «средство размещения» с набором дополнительных услуг, а как многофункциональный комплекс, способный повысить качество пребывания туриста на территории в целом.
Ещё одним доводом в пользу сотрудничества отелей и высокотехнологичных компаний, работающих в сфере туризма, могут стать предложения компании «Радио Гид», озвученные её директором Сергеем Давлетшиным. Для отелей, обладающих значительными конференц-возможностями, интерес представляет оборудование компании, предназначенное для синхронного перевода. Его внедрение началось в 2009 г. Однако сейчас в партнерстве с «Картой гостя» «Радио Гид» готовит новый электронный сервис под названием «Аудиогид». Услуга позволит постояльцам приобретать в отелях техническое устройство, позволяющее самостоятельно гулять по городу, одновременно прослушивая при этом экскурсии. Сергей Давлетшин полагает, что главное в подобных разработках – все же не технические решения, а хорошо проработанный, разнообразный контент.
Успех в отельном бизнесе недалекого будущего, по всей видимости, действительно будет связан с более тесной кооперацией гостиниц и предприятий туриндустрии различного профиля, прежде всего высокотехнологичных и инновационных. Однако, как было верно отмечено участниками сессии, синергетический подход работает в обе стороны: неудачно оказанная партнером услуга может сказаться на репутации отеля, и наоборот. Капитанам гостиничного и туристического бизнеса придется не только работать рука об руку, но и хорошо разбираться в особенностях ведения дел в смежных отраслях.