Выставочный проект «Золотой век Петергофа. От Петра I до Екатерины II», организованный Государственным музеем-заповедником «Петергоф» и Словацким Национальным музеем, – важнейшее культурное событие для России и Словакии.
В 2018 году исполняется 320 лет с момента знакового дипломатического визита – летом 1698 года в составе Великого посольства Братиславу посетил тогда еще молодой правитель государства Московского Петр Алексеевич. Европейское путешествие Петра I во многом предопределила дальнейшее становление России, полученные им знания и впечатления легли в основу последующих реформ во всех сферах жизни страны, предали мощный импульс развитию и европеизации державы. Построенный величественный Санкт-Петербург и грандиозный ансамбль в Петергофе и сегодня – символы петровский деяний и ключевых для истории России перемен.
Петергоф – парадная летняя резиденция русских императоров под Санкт-Петербургом на берегу Финского залива. Замысел ее создания и даже первоначальная планировка принадлежат Петру I, в честь которого Петергоф и получил свое название. Особую славу Петергофу принесли, задуманные императором знаменитые фонтаны, которые, поражая многоводностью и разнообразием своих форм, стали поистине его душой. Вблизи царского Петергофа задумал строительство своего дворца и ближайший сподвижник Петра I - Александр Меншиков. В Ораниенбауме он возвел обращенный к заливу великолепный дворец, не уступающий по своей роскоши и размаху царским постройкам.
Сегодня дворцы и парки Петергофа и Ораниенбаума объединены в один музей – Государственный музей-заповедник «Петергоф». Представленные на выставке экспонаты – безусловные раритеты петергофской коллекции. Впервые они покидают дворцовые экспозиции, чтобы рассказать словацкому зрителю о блистательных памятниках русской культуры, их владельцах и создателях.
Среди экспонатов выставки: личные вещи российских императоров, их костюмы и парадные портреты; раритетные предметы из убранства их дворцов, например, живопись и шпалеры из Дворца Монплезир, где Петр Великий положил начало первой художественных коллекций в России, или тронное кресло из Большого Ораниенбаумского дворца; произведения европейских и китайских мастеров, приобретенные Романовыми для своих резиденций; объекты, рассказывающие о диковинках русской придворной жизни (верховая сбруя с любимой лошади Екатерины II по кличке Бриллиант, колясочка для катания с ораниенбаумской Катальные горы).
XVIII столетие - поистине золотой век Петергофа и Ораниенбаума. Выставка демонстрирует взлет русского искусства в XVIII веке, произошедший вследствие интенсивного освоения отечественными мастерами опыта европейского художественного опыта. Экспонаты такого уровня и мемориального значения редко покидают стены российских музеев.
Сегодня ГМЗ «Петергоф» во всем своем великолепии ежегодно встречает более 5 миллионов гостей. Исключительный статус Петергофа, как самого посещаемого музея России, дает уверенность, что выставка в Братиславе станет настоящим событием для европейского зрителя.
Выставка стартует в год 100-летия музейной жизни дворцово-парковых комплексов Петергофа и Ораниенбаума
Фото Пресс-служба ГМЗ «Петергоф»