Обращение Российского союза туриндустрии в Национальное агентство по туризму Италии (ENIT) получило первые отклики. Напомним, 22 июля президент РСТ Сергей Шпилько направил письмо исполнительному директору ENIT Джованни Бастианелли в связи с проблемами, возникшими у российских туроператоров и их клиентов из-за финансовых затруднений итальянской DMC Amandatour.
Из ENIT пришел ответ г-на Бастианелли, он сообщил, что будет разбираться и держать РСТ в курсе дела. Организация уже связалась с отраслевыми ассоциациями и государственными структурами в Италии для решения вопросов.
В итальянской прессе на эту тему много публикацией. В частности, в TTG Italia вышла информация, в которой цитируются слова президента ENIT Джорджо Пальмуччи: «Мы ответим российской организации туриндустрии, потому что для нас чрезвычайно важны отношения с ними». В материале также говорится, что ситуация сложная, проблема касается не только российского рынка, но и Украины и Казахстана. «Российская сторона призывает отели к терпимости по отношению к туристическим компаниям и туристам, пострадавшим из-за Amandatour», – отметил г-н Пальмуччи.
Напомним, после появления в итальянской прессе сообщений о финансовых проблемах холдинга Arkus Network, в который входит Amandatour, отели в Италии стали требовать от российских турфирм повторной оплаты проживания их туристов. Проблема усугубляется тем, что Amandatour работает в сегменте вип-туризма, поэтому во многих случаях речь идет о клиентах очень высокого уровня и суммах в десятки тысяч евро.
Шаг навстречу окупится славой. Между тем российские партнеры Amandatour хорошо соорганизовались, образовали инициативную группу и ведут планомерную работу. Вип-туризм –сегмент особый. Клиенты состоятельные – потерять их нельзя, и требовательные – ошибок не прощают. Поэтому операторы пытаются решать проблемы, в первую очередь, с итальянскими отелями: разъясняют, убеждают, договариваются.
Позиция российских компаний такова. Amandatour банкротом не объявлена, рассылает информацию о продолжении деятельности и готовности отвечать по обязательствам, даже заверяет, что вернет деньги партнерам, которые вынуждены повторно платить отелям.
Как выясняется, многие гостиницы имеют с Amandatour договор о кредитной линии, предполагающий оплату незадолго до даты заезда, а в некоторых случаях даже через 30 дней после выезда клиента. Поэтому нет оснований требовать деньги от турфирм, с которыми у отелей нет договорных отношений, и, тем более, от туристов. Они обязаны выполнить все обязательства по контракту, а в случае непоступления средств – подавать иск к DMC.
При этом все понимают, что у отелей своя правда, им важно продать неоплаченные номера, тем более если в договоре с Amandatour обозначена предоплата, которой нет. Вопрос в том, какие условия гостиницы выдвигают партнерам DMC, не виноватым в ее проблемах. Некоторые, например, выставляют расценки существенно выше тех, которые были ранее озвучены компанией Amandatour.
Инициативная группа просит отели, во-первых, сохранять для российских компаний тарифы, предоставленные DMC. Во-вторых, разделить бизнес-риски, с сочувствием отнестись к убыткам, которые партнеры Amandatour вынуждены нести но независящим от них обстоятельствам. «Мы будем исключительно благодарны тем отелям, которые сочтут возможным разделить с нами ответственность и, возможно, убытки – от 50% до полного освобождения пострадавшей стороны от повторной оплаты», – говорится в обращении.
В конце концов, для гостиниц потеря сравнительно небольшая, да и та сполна окупится славой на российском рынке - считайте, вложение в рекламу. А в судьбе турфирмы эти непредвиденные траты могут сыграть роковую роль.
Часть отелей пошли навстречу российским компаниям, начали обсуждать взаимовыгодное содействие. Кто-то соглашается на отсрочку платежа, кто-то дает льготный тариф или скидку, предлагает платить частями. Если есть возможность, оператор повторно оплачивает проживание клиентов полностью и сразу. Но все рассчитывают потом отсудить эти деньги у Amandatour.
Так или иначе, случаев незаселения «дорогих туристов» пока нет.
Можно ли помочь Amandatour? По оценкам туроператоров, с Amandatour работает не менее ста российских компаний. Возможно и больше: петиция, размещенная инициативной группой на сайте change.org, на поздний вечер 24 июля собрала 179 подписей.
Это даже не петиция с требованиями, а призыв к итальянским отелям достигнуть компромисса. Аналогичное письмо инициативная группа направила в коммерческий отдел посольства Италии в Москве с просьбой разъяснить, что в сложившийся ситуации следует делать российским компаниям.
В Италии циркулирует информация, что деньги у DMC есть, но счет заблокирован в связи неудачной деятельностью другого подразделения холдинга. То есть задержки платежей связаны с временными трудностями. И руководство компании добивается разблокировки счета или получения кредита.
Если это так, могут ли власти Италии поспособствовать решению проблемы? Помочь Amandatour – значит помочь российским партнерам компании, сохранить их лояльность направлению.
Black & White. Инициативная группа собирает информацию о том, как ведут себя отели в Италии и составляют «черный» и «белый» списки. В «черный» попадают, например, те, кто отменил бронь или упорно добивается повторной оплаты по рэкрейту. Был возмутительный случай, когда с турфирмы пытались получить полную оплату, невзирая на то, что часть брони уже была предоплачена.
Есть отель, который ставит просто драконовские условия: не оплатите до ночи – туристов не примем. И это очень дорогая вилла, которую клиент заказывает на месяц уже шестой год подряд.
Некоторые отели блокируют на банковских картах клиентов, а то и просто снимают суммы, равные стоимости проживания по общему тарифу. Причем некоторые делают это, не предупреждая гостей!
К «черным» отелям операторы впоследствии планируют применять «санкции». В первую очередь – публикация всех названий. В письме РСТ к ENIT перечислено более 30 таких гостиниц, и список пополняется. Эти отели предполагается не продавать, не рекомендовать клиентам и агентствам, не принимать на встречи в своих офисах, их будут бойкотировать на выставках.
«Белым» отелям – поддержка, уважение, любовь и активное продвижение.
По большому счету, на кону вопрос – нужен ли итальянским отельерам российский рынок luxury. Столкнувшись с полным непониманием в конкретной гостинице, туроператоры вряд ли рискнут и дальше ее бронировать для своих дорогих клиентов.
Ирина Тюрина, RATA-news